Учиться "на психолога" часто идут психически нездоровые люди...
Российская высшая школа в последнее время активно готовит специалистов для гуманитарной сферы. Здесь есть свои приобретения и издержки, тема настолько важна, что речь об этом шла и на недавно состоявшемся в Москве совещании ректоров вузов.
О проблемах подготовки психологов в вузах страны наш корреспондент Лариса ПРАЙСМАН побеседовала с побывавшим в Ставрополе Александром ТХОСТОВЫМ, доктором психологических наук, профессором, заведующим отделением клинической психологии Московского государственного университета имени Ломоносова.
- Александр Шамилевич, в 90-е годы Россия пережила бум в сфере подготовки психологов. В государственных, а затем и в частных вузах открылись соответствующие факультеты, отделения, дипломированных специалистов уже довольно много, и их продолжают готовить. Если помнить о том, что в обществе провозглашена идея гуманизации и гуманитаризации образования, то процесс следует оценивать как позитивный...
- Я сказал бы, что ситуация с психологическим образованием неоднозначна. Я знаю ее изнутри и по МГУ, и по другим вузам страны. Часто то, что я вижу, вызывает неприятные ощущения. Пришло время отделить зерна от плевел.
Бум принесла мода. Вначале все захотели стать бухгалтерами и юристами, потом – психологами, не понимая, что рынок труда ограничен и нужны не просто бухгалтеры или психотерапевты – но хорошие. Создается впечатление, что никто не задумывается, где эти специалисты будут работать и куда нам столько полуообразованных психологов.
Вопросов много. С одной стороны, эта область знаний вызывает пристальный интерес, так как касается значимых для человека вещей. Студенты идут в вуз на факультет психологии с благородными целями: им хочется помогать людям, некоторые верят, что могут стать почти мессиями, которые обладают некими сокровенными знаниями. При этом, поскольку каждый хоть что-нибудь знает о своей психике, им кажется, что это так легко... На самом деле, психология ничуть не проще, чем ядерная физика. Очень сложная наука, где много темных мест, где требуются высокий уровень интеллекта, серьезный труд. Учиться не легче, чем на мехмате.
Еще одна проблема: к нам часто идут психически нездоровые люди. Они на каком-то уровне понимают, что с ними не все в порядке, но не в состоянии принять эту ситуацию. Вместо того, чтобы идти лечиться, хотят выучиться психологии, как будто просто знания могут помочь.
- И в МГУ тоже так?
- Конечно. В МГУ тоже идет куча нездорового народу, особенно среди тех, кто получает второе образование. Разумеется, есть люди, правильно мотивированные: управленцы, испытывающие необходимость в дополнительных знаниях. Но вместе с тем поступают и такие, кто не состоялся в прежней профессии, неудовлетворен семьей, работой... Им нужно решать свои внутренние проблемы, а они рвутся в психологи.
Проблема еще более серьезная – качество подготовки будущих специалистов. Открылось множество частных учебных заведений, где учат "на психолога". Преподает там бог весть кто и бог весть что. Экзамены облегчены максимальным образом, так как платных студентов отчислять невыгодно. Нас катастрофа ждет, если такие выпускники будут работать с людьми.
С кадрами преподавателей и у нас в МГУ есть проблемы: как от них можно ожидать полной отдачи, если деньги им платят просто нелепые? Некоторые работают в пяти местах, а фактически – нигде толком. Не может человек сделать больше, чем на самом деле может.
- Выход из этой ситуации?
- Государственное лицензирование высшей школы. Нам не нужно иметь столько вузов. Это кажущееся многообразие, его результат – лишь некачественное образование. Я за то, чтобы число финансируемых из бюджета высших учебных заведений было сокращено, а оставшиеся наиболее достойные получали хорошую материальную поддержку. Надеюсь, что в дальнейшем мы к этому придем.
Пока же получается, что нет разницы между дипломом МГУ и какого-нибудь частного вуза в заштатном городке – либо даже филиала...
- Но ведь частных образовательных учреждений много во всем мире...
- Там хорошо отработана система допуска специалиста к работе. Например, получать психологическое образование в Америке можно где угодно: в частном вузе, в государственном, в престижном учебном заведении либо нет... Но диплом, который вам при этом вручают, еще не дает права заниматься практической деятельностью. Вы еще должны сдать общий экзамен на лицензию. Его условия разрабатываются профессиональной ассоциацией и сдаются под ее контролем. Отсев на этом экзамене довольно большой. И если выпускники какого-либо вуза его регулярно проваливают, то туда и учиться не идут.
Мне нравится в западной модели психологического образования также то, что после вуза, дающего, в основном, фундаментальные знания, нужно еще довольно долго проходить специализацию в практическом учреждении, резидентуру. Только после этого специалист готов к самостоятельной работе с людьми: он понимает, что делает и зачем, у него широкий спектр профессионального обзора.
- В Ставрополь вы уже третий год подряд приезжаете для проведения психоаналитического семинара в краевой ассоциации психоанализа и психотерапии. Что это за форма обучения?
- Это лекции, с элементами обсуждения, по основам психоаналитического учения. Оно мало представлено в российских университетских программах. Семинар посещают психологи, уже имеющие стандартное образование, в основном, работающие: обучение может помочь им обрести некую стереоскопичность профессионального зрения. Присутствуют и студенты психологических факультетов ставропольских вузов.
Психоанализ в мире является частью культуры, поэтому я считаю свои лекции в Ставрополе отчасти просветительской акцией.
- Вы полагаете, что он может стать частью культуры и в России?
- Должен, если мы хотим превратиться в нормальное европейское государство. Цель любого психоаналитического лечения – помочь человеку стать самостоятельной, несущей ответственность за себя личностью. Психоанализ сталкивает пациента с проблемой выбора, с его личной свободой и свободой других.
Если вернуться к основной теме нашего разговора, то психотерапевт во Франции, Америке, других странах Запада должен, прежде чем приступить к работе с людьми, пройти свой собственный анализ у опытного психоаналитика, чтобы разрешить свои проблемы и понять внутренние переживания других людей. В этом залог безопасности его будущих пациентов и его профессионального успеха.
* * *
Александр Шамилевич Тхостов, кроме ведения в Ставрополе семинара, поддерживает дружеские отношения со Ставропольской краевой ассоциацией психоанализа и психотерапии, консультирует входящих в нее психологов. По их словам, это бесценный вклад в развитие психологии и психотерапии в крае.