00:00, 9 января 2003 года

Грабеж средь бела дня. Когда ему придет конец?

Самовольное повышение цен (до 6 рублей) за проезд в маршрутных такси Ставрополя, которое устроили водители, обрадовавшись наступлению нового года, кажется, затянулось. Время идет, вот и праздники миновали, а полного порядка в тарифах на этот вид городского транспорта нет до сих пор. Власти бессильны справиться с горсткой "повстанцев"?

Как бы там ни было, вернуть прежние и законные цены (4-5 рублей, в зависимости от протяженности маршрута и пассажиропотока) городская администрация обещала в канун Рождества, однако это обещание выполнено не было: все Рождество в салонах большей части перевозчиков по-прежнему господствовала пассажиров бумажная табличка с незатейливой надписью "Стоимость проезда - 6 рублей", далеко не все сняли ее и вчера. Проверяющий мог зайти практически в любую машину, обнаружить "самостийщика", а далее действо должно было развиваться по сценарию - штраф или расторжение контракта. Именно такие меры городские и краевые чиновники могут применить к водителям маршруток, что и обещали сделать. В результате, как сообщил начальник управления транспорта и связи горадминистрации Николай Бочеров, составлены 24 акта о нарушениях. Чем грозят они нарушителям? Да практически ничем, поскольку расторгнуть контракт с перевозчиком администрация может только через посредника, а последние - явно на стороне тех, кто "привозит" им деньги на маршрутных такси.

Маршруточникам, что странно, слишком многое сходит с рук - забастовки, неоднократные необоснованные завышения тарифов (по сути - грабеж пассажиров) и т. д. В этом своеобразие транспортного бизнеса в Ставрополе, а вот на Кавминводах водители тех же маршрутных такси ведут себя гораздо спокойнее и осторожнее, а в целом - просто цивилизованно. Транспортный бизнес в краевом центре, к сожалению, далек от цивилизации, в чем вина не только маршруточников, но и власти.

Например, глава администрации города Д. Кузьмин после беспредела, устроенного ими, обратился в комитет по ценам Ставропольского края с просьбой... повысить-таки, уже официально, до 6 рублей плату за проезд в маршрутных такси с первого февраля этого года в связи с ростом цен на энергоносители. Водителям не нравился также эксперимент с разделением платы за проезд на разных маршрутах - администрация тихо объявила его неудачным и теперь ратует за единый тариф. Непонятно только, ради чего тогда она потратила полмиллиона рублей, расплатившись ими с кафедрой менеджмента Северо-Кавказского гостехуниверситета за обследование пассажиропотока? Получается, деньги выброшены на ветер? Лучше б на них новый автобус для горожан приобрели...

Доколе водители будут безнаказанно "проявлять характер" и издеваться над пассажирами? - вот в чем вопрос. Главное в "деле" маршруточников - кому их подчинить. Сейчас, признает Н. Бочеров, они практически неуправляемы, поскольку зависят от посредников, а не от городской власти. В апреле должна собраться конкурсная комиссия, задача которой - заключать договора напрямую с перевозчиками, минуя посредников. После этого можно будет и о порядке говорить. Если, опять же, ничто не помешает.

P. S. Кстати, сейчас администрация Ставрополя рассматривает вопрос об увеличении платы за проезд в муниципальных и коммерческих автобусах до 4 рублей. После маршруточного "бунта" объяснять народу "непопулярную" меру не придется. И так все ясно...