ноябрь
Двенадцать месяцев - Быль уходящего года
Эта история из разряда тех, что можно отыскать тысячи. Она ничем не примечательна, и вряд ли кто-то вспомнит ее через десятилетия. "Ставрополка" написала о том, что в Томске 15-летний беспризорник Ваня Пьянков хочет отыскать мать и родственников, живущих где-то на Ставрополье. Материал был опубликован, и уже на следующий день в редакцию обратилась Лариса Любченко из Грачевского района, которая признала в беспризорнике своего брата.
Их пути разошлись 13 лет назад, когда мать и отец перестали жить вместе, оформив развод. Отец увез Ивана в Сибирь, где позже женился. Так у Вани появилась новая "мама". "Старая" же, вместе с сестрой Ларисой и другими родственниками тщетно пыталась отыскать "следы" сына. Поиски были безрезультатными, даже программа "Жди меня", специализирующаяся на подобных "расследованиях", развела руками.
Новая семья не стала для Вани родной. В 13 лет он первый раз сбежал из дома и попытался добраться до Ставрополья. Не вышло. Бросил школу, бродяжничал, скитался, пока в приюте его не отыскала журналист "Томских новостей" Неля Костяева и обратилась в "Ставрополку". Продолжение вы уже знаете.
Лариса съездила в Томскую область и встретилась с Иваном. Желаемой стопроцентной идиллии не получилось. Отец мальчика вспомнил, что сын то все-таки родной и отказался отпускать его на Ставрополье. Но Иван четко решил приехать к сестре насовсем, когда ему исполнится 16. Именно в этом возрасте он сам по закону сможет определять где, с кем и как жить. Уже весной он собирается к нам.
За чередой каждодневных газетных хлопот порой очень трудно увидеть главное. Есть о чем написать много и обстоятельно. Новый автосалон в Лермонтове - чем, скажем, не тема? Или череда новоселий пострадавших от июньского паводка? Но история страны и края измеряется историями человеческих жизней. К одной из них мы были причастны самым непосредственным образом. Иван и Лариса может быть впервые смогли улыбнуться, глядя друг на друга, по-человечески, по-родственному сказать то, что хотели сказать целых 13 лет. У них исполнилась настоящая и светлая мечта - они нашли то, что искали и горевать и плакать теперь им не о чем. Впрочем, о цене слезы ребенка, кажется, кто-то уже писал в XIX веке...
31 декабря 2002 года