"Наше время не за горами"
Бюджет-2003 называют жестким. Но министр финансов края Т. Погорелова не теряет оптимизма. В минувшую среду заместитель председателя правительства края была гостем пресс-клуба "Ставропольской правды".
Речь вновь шла о принятом на днях Госдумой края бюджете на 2003 год. Документ, как не раз признавалось, во многих отношениях - достойный того, чтобы обратить на него внимание. По словам министра финансов, еще и потому, что правительство и депутаты предложили ряд новаций, которые помимо чисто тактических задач должны вывести край на стратегические экономические цели. Их три: сокращение долгов бюджета, дальнейшее укрепление позиций социальной сферы и поддержка производственного сектора, но не за счет увеличения прямого финансирования, а за счет эффективности использования средств, предусмотренных в бюджете.
За предыдущие два года правительству удалось сократить госдолг Ставропольского края в два раза. А в ближайшие два года исполнительная власть рассчитывает закончить погашение задолженности по детским пособиям, в нынешнем году планируется ликвидировать долги бюджетных учреждений по коммунальным платежам, рассчитаться с учителями за методическую литературу. Будет продолжена работа и по дальнейшему снижению государственного долга Ставрополья. Она уже дает свои результаты: по показателю кредитоспособности край имеет хорошие позиции среди других субъектов Федерации.
Т. Погорелова опровергла мнение о том, что в бюджете-2003 удельный вес расходов на социальную сферу сократился по сравнению с нынешним годом. Социалка, как прежде, - приоритет бюджетной политики правительства. Но в наступающем году задача ставится шире: не просто наращивания средств, выделяемых отрасли, но и оценки качества бюджетных услуг, предоставляемых населению этими учреждениями. Что позволит поощрять и стимулировать именно те, которые работают лучше. Первым решилось опробовать новую систему министерство образования.
Более эффективное использование средств бюджета предложено и народному хозяйству. Меняется в том числе аграрная политика. Количество выделяемых денег АПК не уменьшается, напротив, даже увеличивается. Но они теперь даются не напрямую, а на лизинг и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам. Что позволяет к каждому выделяемому из бюджета рублю привлечь дополнительно шесть рублей банковского капитала. Этот прогрессивный путь, традиционный для мировой практики, отлично зарекомендовал себя у наших соседей в Краснодарском крае. Такая же практика не первый год используется в крае в сфере промышленного производства. И в бюджете следующего года объем ассигнований на эти цели увеличивается.
Разумеется, журналисты не могли не поинтересоваться у министра финансов тем, как она оценивает реальность дополнительных доходов, которые запланировала в итоге Госдума края. Напомню, список объектов, которые депутаты надеются профинансировать за счет профицита, "потянул" более чем на 900 миллионов. По признанию Т. Погореловой, работая над бюджетом, минфин стоял перед дилеммой - рассчитывать его из оптимистических или пессимистических прогнозов. Судя по сказанному, для последних - оснований гораздо больше. И виной тому реальное состояние экономики. Темпы экономического роста и по стране, и по краю замедляются. Нет возможности также спрогнозировать последствия налоговых реформ для субъектов РФ. Не случайно впервые с начала внедрения федеральной методики, по которой считается трансферт территориям, для дотационных регионов ее действие в 2003 году приостановлено. Все они получат дополнительно лишь 12 процентов средств к размеру помощи, которую федеральный центр оказывал в нынешнем году. Подобная неопределенность может сказаться на крае и его бюджете как позитивно, так и негативно. Есть и ряд других причин, заставляющих министра финансов с осторожностью подходить к оценкам некоторых статей. В том числе, например, мнение федеральной налоговой службы о том, что доходная часть главного финансового документа края завышена. Исходя из этого, в своих расчетах минфин ориентировался на усредненный прогноз. Поскольку, считает Т. Погорелова, самое опасное, что может быть при завышенных ожиданиях, - секвестирование бюджета, если таковые не оправдаются.
Еще один повод для беспокойства министра финансов - это уровень бюджетной обеспеченности в крае на душу населения. В Российской Федерации Ставрополье находится на 86-й позиции. В этом нет ничего страшного, поскольку вместе с другими регионами Юга страны у нас самый короткий отопительный сезон. Хуже то, что за пять лет край переместился вниз на восемь ступенек, вырос также разрыв со средним показателем бюджетной обеспеченности в Южном федеральном округе. Виной тому - принятая на федеральном уровне методика расчета помощи территориям, учитывающая в валовом региональном продукте те объекты, которые не дают налоговых платежей. Яркий пример - Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий по Ставрополью. Стоимость произведенных на трубопроводе работ тянет на миллиарды и учитывается в валовом региональном продукте края. Соответствующим образом центр уменьшает полагающийся нам объем помощи, хотя КТК не платит нам налогов.
Край оказался крайним и в процессах вертикального корпоративного интегрирования, набирающих сейчас темп. Недавно, как известно, "ушла" в Краснодар "Электросвязь", на очереди - почта. В результате сокращаются объемы налоговых поступлений в краевой бюджет, но в выигрыше опять - соседи по ЮФО и другие территории. К сожалению, у краевых властей нет возможности повлиять на эту ситуацию. Хотя вместе с другими субъектами РФ руководство Ставрополья ставит эту проблему перед федеральным центром.
Спорный момент, по которому в ходе обсуждения бюджета у депутатов возникли претензии к правительству, - это алкогольный рынок и поступление акцизов, которые, по мнению народных избранников, минфин недосчитал. В докладе контрольно-счетной палаты ГДСК даже прозвучало, что правительство не видит улучшения на рынке алкогольной продукции. Действительно ли не видит?
По словам Т. Погореловой, Ставрополье давно проиграло этот рынок, в соседних регионах развернуты столь мощные производства, с которыми уже не потягаешься. И весьма проблематично сказать, окажутся ли усилия, которые прилагаются в этом направлении, оправданными. Для края в этой ситуации, может быть, даже лучше, что в 2003 году государство изменило порядок начисления акцизов, считает министр финансов. Теперь их будут платить не только те, кто производит спиртное, но и те, кто покупает. В то же время у Ставрополья есть очень много направлений, развивая которые мы могли бы улучшить экономические позиции, нарастить налоговый потенциал. И в этом смысле не трагедия, считает Т. Погорелова, что нет у нас ни алмазодобычи, ни других "золотых" жил. Палочкой-выручалочкой для Ставрополья может стать малый и средний бизнес. Единственное, что пока мешает, это геополитическое положение, отпугивающее инвесторов. Но они буквально ходят вокруг нас. Все деньги уже вложены там, где это было близко и дешево, теперь капиталы будут искать другие сферы приложения. Я думаю, подчеркнула министр, наше время не за горами. В крае уже сейчас есть предприятия малого бизнеса, являющиеся надежными плательщиками бюджета. И если их будет больше, проблем с бюджетом не будет.
Есть у министра ответ и на другой вопрос, поставленный депутатами: о межбюджетных отношениях, создании единой методики расчетов бюджетов муниципальных образований. По словам Т. Погореловой, такая методика (пока для районов) сейчас разрабатывается совместно с московскими и немецкими специалистами. В первом квартале она будет внесена для изучения и оценки в Госдуму края. А уже в этом году может быть принят даже соответствующий закон.
Несмотря на споры с депутатами - а по некоторым позициям мнение минфина резко расходится с точкой зрения народных избранников, - министр не скрывала, что как никогда раньше удовлетворена совместной работой правительства и Госдумы над бюджетом. Все новационные предложения исполнительной власти получили полную поддержку депутатского корпуса. Несмотря на то что депутаты лоббируют какие-то определенные интересы (что неплохо), они в большинстве своем - государственники, что и нравится министру в новой Думе. Но нужно научиться еще более открытой работе и с депутатами, и с представительной властью на муниципальном уровне, считает Т. Погорелова. Открытый бюджет - это инструмент формирования гражданского общества. Если мы хотим его построить, то должны стремиться к максимальной открытости бюджета и вовлечению в его обсуждение как можно большего количества людей.
В этой связи у министра даже есть заветное новогоднее желание: чтобы край стал победителем в конкурсе Международного банка реконструкции и развития, получив уникальную казначейскую систему обслуживания бюджета. Степень ее прозрачности такова, что позволяет в течение дня видеть не только приход и расход средств в краевой казне, но также наблюдать, по каким ценам бюджетные учреждения получают и продают товары и услуги и каковы средние цены товаров и услуг на рынке. Успешная реализация программы реформирования системы управления региональными финансами, над которой интенсивно работает сейчас минфин, означает выделение региону в 2003-2004-м году более восьми миллионов долларов для проведения эффективной бюджетной политики.
27 декабря 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
