В последние годы произошли радикальные перемены в жизни Госавтоинспекции: ей уделяют внимание и президент страны, и министр внутренних дел, и сами участники дорожного движения. Это, вне всякого сомнения, хорошо. Но, по сути, цели наши и задачи вряд ли отличаются от тех, которые были заложены при рождении нашей службы в России. Устав благочиния, подписанный Екатериной Второй, гласил: "Буде кто начнет ездить или ходить, стращая людей, того имать под стражу...". Конечно, задержанием тех, кто стращает людей, занимаются все милицейские службы, но, убежден, особая ответственность и особая нагрузка лежит на тех сотрудниках ГАИ, которые работают на контрольных постах милиции.

Сейчас вроде бы в моде осуждение увлечения стационарными постами, КПМами. Но это не означает, что они должны быть повсюду ликвидированы, как это произошло на Украине, где их осталось всего семь. Нам, Ставрополью – приграничному, транзитному и неспокойному, такие посты крайне необходимы. Именно контрольные посты милиции стали и, подчеркну, на протяжении многих лет оправдали себя в качестве заслона на пути провоза на территорию края и России оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Именно здесь были задержаны многие преступники, в том числе и участники террористических групп и незаконных вооруженных формирований Чеченской Республики.

Примеры? Вот они. С начала года сотрудники КПМов выявили 523 транспортных средства, находящихся в розыске, в том числе по "горячим следам" задержали 123 автомобиля, водители или пассажиры которых совершили преступления различной степени тяжести. Здесь же были зафиксированы 240 фактов незаконной перевозки наркотикосодержащих средств общим весом более 87 килограммов, изъяты 312 единиц огнестрельного оружия, более 14 тысяч патронов, 173 гранаты, 23 взрывных устройства. Именно на контрольных постах милиции обнаружены более восьмисот документов с признаками подделки, задержаны 1736 лиц, совершивших преступления, 642 из них находились в федеральном розыске. Также на КПМах выявлены более тысячи двухсот тонн некачественной ликероводочной продукции. Анализ показывает, что большая часть задержаний происходит на КПМах федеральной автодороги "Кавказ".

Так что в нашем крае КПМы остаются важными структурными элементами системы дорожно-патрульной службы. Нужно отметить, что все они оборудованы служебными помещениями и оснащены специальными и оперативно-техническими средствами, компьютерами и линиями связи для работы с базами данных ГАИ и криминалистических учетов, инженерными и другими сооружениями, обеспечивающими в том числе и защиту от вооруженного нападения. А, напомню, такие случаи у нас, на Ставрополье, были. Активно работают на постах и наши меньшие братья – собаки специального назначения, обученные разыскивать оружие, взрывчатку и наркотики. Благодаря активной поддержке и помощи губернатора края Александра Черногорова и ряда крупных промышленных предприятий были приобретены и установлены на ряде КПМов восемь аппаратно-программных комплексов "Поток", которые позволили повысить эффективность розыска транспортных средств.

Не могу и не хочу – в силу понятных причин – назвать численность КПМов. Могу только заверить, что их – достаточное количество. К сожалению, по тем же причинам не могу назвать поименно тех сотрудников ГАИ, которые грамотно и профессионально несут на них службу. А вот некоторые примеры будет вспомнить нелишне. На одном из КПМов был задержан автомобиль КамАЗ, на котором житель республики РСО-Алания перевозил 10000 бутылок водки без соответствующих документов. На другом – при досмотре автобуса "Кубань", принадлежащего жителю КБР, под полом было обнаружено двойное дно, а в нем – пластиковые бутылки емкостью полтора литра общим объемом 1000 литров с характерным запахом этилового спирта. Еще один пример. На КПМ "380-й километр" был задержан гражданин К., у которого при личном досмотре были изъяты незаконно перевозимые патроны к автомату Калашникова. Здесь же был задержан ЗИЛ, на котором житель Ессентуков перевозил четыре тонны горючесмазочных материалов без соответствующих документов.

Впрочем, об этом КПМ нужно сказать особо. Он в России – единственный. Здесь сотрудники ГАИ Ставрополья и Кабардино-Балкарии несут службу совместно. Эффект поразительный. Здесь и показатели выше, чем на других КПМах, и жалоб на его сотрудников практически не бывает. Так что это явление по-настоящему уникальное. К сожалению, этот опыт пока не удается повторить никому во всей стране, в том числе и нам, например, на границе с Карачаево-Черкесией. Вот и получается, что расстояние между постами на границах субъектов Федерации – километр-два. Как в песне: "наши окна друг на друга смотрят вечером и днем". Это оборачивается излишней нервотрепкой для водителей, не-оправданными и неокупающимися затратами. Так что, как и требует начальник ГУВД Ставропольского края генерал-лейтенант милиции Александр Сапрунов, работу свою будем совершенствовать. И на контрольных постах милиции тоже. Они работают на нас всех и против тех, кто намерен "стращать людей".

Но остаются и нерешенные проблемы. Нам бы хотелось, чтобы на постах работали только специалисты высочайшего уровня, способные грамотно оценивать обстановку и выявлять в транспортном потоке автомобили и лиц, вынашивающих противоправные планы. Мы против того, чтобы законопослушные граждане простаивали на постах в очередях, ожидая досмотра и проверки. Для решения этой проблемы мы уже обратились и в Государственную Думу Российской Федерации, к нашему губернатору и к депутатам краевой Государственной Думы с просьбой помочь нам приобрести уже использующиеся в других регионах Российской Федерации рентгеновские установки, позволяющие досматривать автомобили непосредственно в движении.

Борис БУЛГАКОВ,начальник УГАИ ГУВД СК, полковник

Посты на дорогах: нужен рентген / Газета «Ставропольская правда» / 27 декабря 2002 г.