Вводить ли в средней школе предмет "Основы православной культуры" – кажется, полстраны приняло участие в "референдуме" на эту тему, организованном журналистами ряда изданий. Как выясняется, наши коллеги слегка поторопились. Комментирует министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ.

Некий сатирик, размышляя по поводу "загадочной русской души", выразился примерно так: чтобы добиться повального атеизма, достаточно ввести в школе преподавание Закона Божьего. С огромным удивлением я узнал недавно, что нечто подобное высказал и один из церковных иерархов – правда, не стараясь облечь свою мысль в парадоксальную форму: для того, чтобы погубить истинную веру, заметил он, надо насаждать ее насильно. Так вот, со всей ответственностью заявляю: уж в чем-чем, но в этом подведомственное мне учреждение не грешно!

Да, действительно, в октябре Минобразования России разослало в органы управления образованием субъектов Федерации примерную программу по предмету "Основы православной культуры" с кратким сопроводительным письмом. Но это ни в коей мере не нарушает светского характера российского образования.

Во-первых, решение о преподавании этого предмета может приниматься только в каждой конкретной школе, на основе решения ее совета (попечительского совета), с участием представителей родителей.

Во-вторых, преподаваться он может либо факультативно (то есть после основных занятий), либо в рамках так называемого школьного компонента из числа предметов по выбору (которые учащиеся сами выбирают из предложенного им списка).

Коротко говоря, предмет "Основы православной культуры" является не только добровольным для учащихся, но его введение еще и требует обязательного согласия родителей. Что касается довольно детальной программы, которую мы разослали, – школы, в которых решат преподавать предмет, сами вправе выбрать то, что им нужно, из предложенных нами рекомендаций. А разработаны эти рекомендации, кстати, по просьбе с мест – чтобы не нагородить лишнего в таком деликатном деле. Между прочим, с учетом уже поступивших отзывов программу эту мы намерены существенно дорабатывать.

Скажите, при такой постановке вопроса справедливо ли выставлять Министерство образования в виде некоего "крестоносца", огнем и мечом насаждающего религию?

Кстати, содержание предмета "Основы православной культуры", смею вас уверить, вполне светское, чисто познавательное и вовсе не преследует цели превратить уроки в проповеди. И что плохого в том, что наши дети будут знать азы учения, сыгравшего исключительную роль в государственном становлении их Родины?

Сперва мы строили храмы, потом взрывали, потом строили на их месте плавательные бассейны, потом взрывали их... Не пора ли остановиться и понять, наконец, что для нормальной жизни нам нужно и то, и другое?

Нужны ли указатели на дороге к храму? / Газета «Ставропольская правда» / 27 декабря 2002 г.