Бюджет-2003 принят в срок

Итак, свершилось. На последнем в нынешнем году заседании Госдумы края в минувшую субботу депутаты приняли бюджет на 2003 год.

У народных избранников есть несколько поводов для законной гордости. Во-первых, несмотря на то, что проект основного финансового документа хоть и был представлен в Думу с опозданием на две недели и депутатам пришлось трудиться, что называется, в авральном порядке, работа завершена в срок. За всю историю ГДСК это второй случай, когда бюджет принят своевременно. Первый и единственный раз это случилось в 2000 году. Все остальное время находились веские аргументы для оправдания срыва сроков. Почти всегда вокруг этого разгорались шумные политические скандалы, правда, безрезультатные. Но в этом году, своевременность вновь соблюдена. И дело тут не просто в соблюдении установленного законом порядка. А в том, что несвоевременное принятие бюджета – это существенные проблемы экономики края в первом квартале.

Похоже, что Дума впервые стала не номинальным, а реальным партнером правительства в осуществлении финансовой политики, ее формировании. До сих пор, подвергая критике исполнительную власть за то, как она планирует доходы и расходы, народным избранникам приходилось ограничиваться частными случаями и примерами, не имея возможности приложить собственные экономические выкладки. Теперь у Думы реально включился инструмент, с помощью которого она может не только проверить правильность расчетов правительства, но и при необходимости существенно их скорректировать в соответствии с собственным пониманием приоритетов, что в конечном счете и было сделано. Этот инструмент – контрольно-счетная палата.

Ну и наконец еще одна особенность субботнего заседания, о которой нельзя не сказать. Пожалуй, впервые принятие основного финансового документа края обошлось без громких политических скандалов и противостояния законодательной и исполнительной властей. Возможно, это результат большой предварительной работы по бюджету – были внесены поправки в 59 статей документа. Хотя даже согласительной комиссии до конца не удалось преодолеть все разногласия.

Итак, если говорить об основных характеристиках бюджета-2003, то он – бездефицитный, сбалансированный по доходам и расходам в размере 11373,6 млн. рублей. Выступая перед депутатами с бюджетным посланием, и губернатор края А. Черногоров, и позже – министр финансов Т. Погорелова охарактеризовали документ не просто как напряженный, но даже жесткий. В подобных оценках исполнительная власть исходит из того, что по сравнению с 2002 годом значительно уменьшается прирост федеральной помощи (он составит всего 12 процентов), и значительная часть роста доходной базы ложится на собственные источники края. Ситуацию усугубляет неопределенность в налоговом законодательстве, то, что центр перекладывает финансирование федеральных законов на край, что по некоторым из них – например, оставленной-таки, по настоянию Госдумы РФ, доплате сельским бюджетникам – не определены источники финансирования. Есть вероятность, что она тоже ляжет на край, а это – 65 млн. рублей. О напряженности бюджета говорит и тот факт, что правительству пришлось приостановить реализацию некоторых краевых законов, недофинансируются также и многие краевые программы.

Еще одна причина для характеристики бюджета как жесткого вырисовалась из заключения контрольно-счетной палаты, с которым выступил ее председатель А. Колесников. Он прямо заявил об отсутствии у правительства при формировании бюджета системного подхода. И доходы, и расходы, по мнению А. Колесникова, недостаточно обоснованны. Об этом же говорил и председатель бюджетного комитета А. Яшкунов, по словам которого, в правительстве никто не отвечает за пополнение доходов, поиск их источников. А то, что они есть, продемонстрировала на примерах КСП. Так, по мнению палаты, минфин неправильно посчитал налог на доходы физических лиц – из расчета темпов роста зар-платы в среднем по России. Между тем, исходя из прогноза социально-экономического развития края, на Ставрополье этот коэффициент выше. Таким образом набирается как минимум "дополнительных" 158 млн. рублей. Недосчитаны и другие налоги, например, акцизы. Возможность увеличения доходной части бюджета за этот счет существует еще на 52,2 млн. Судя по всему, считает КСП, прогнозируемые правительством показатели объемов производства и реализации алкогольной продукции свидетельствуют о том, что исполнительная власть не видит серьезного улучшения на рынке алкогольной продукции.

Впрочем, депутаты решили пока сильно не вмешиваться в основную часть бюджета, "записав" все эти резервы большей частью в планируемые дополнительные доходы, то бишь, профицит, из которого намерены профинансировать целый ряд очень важных статей, вошедших в специальное приложение под N 11. В итоге на 51,6 млн. бюджет прирос за счет основных статей, и на 406 млн. – за счет дополнительных доходов. Таким образом статья профицита выросла до 911 млн. рублей. Столь гигантская цифра также появилась впервые за все последние годы. Даже сами народные избранники до конца не уверены в ее реальности. Но факт остается фактом: депутаты сделали все, чтобы правительству не оставить "свободных" денег, которыми бы оно могло распорядиться по собственному усмотрению.

Есть у Думы к исполнительной власти и другие претензии. Одна из них, повторяющаяся из года в год, – неурегулированность межбюджетных отношений. До сих пор не разработаны минимальные социальные стандарты, долгосрочные нормативы налоговых отчислений, которые позволили бы реализовать равноправный, а главное, прозрачный подход к формированию бюджетов муниципальных образований – с одной стороны. И с другой – покончить с высокой концентрацией финансовых полномочий на краевом уровне, которая вызывает многочисленные конфликты, в том числе между районными государственными администрациями и муниципалами. Долгое время одним из ярких примеров таких конфликтов был Ставрополь. В этом году при дележке бюджета впервые спора не было, возможно, руководство краевого центра примирительно настроили 100 миллионов, заложенные на осуществление столичных функций Ставрополя. Но теперь скандалили представители Нефтекумска, посчитавшие расчеты минфина несправедливыми. Хотя последний и утверждает, что подходит ко всем одинаково, похоже, без точных цифр депутаты не слишком-то в это верят. Непримиримость нефтекумцев удалось сгладить только заявлениями других народных избранников, что в случае чего они также начнут требовать прибавки для своих территорий.

Есть у Думы серьезные вопросы к правительству и по расходной части бюджета. По заключению КСП, она носит затратный характер, и не стимулирует бюджетополучателей работать эффективнее. Кстати, еще один любопытный расчет, приведенный в докладе палаты. В общем объеме увеличение расходов в 2003 году планируется по разделам "Государственное управление и местное самоуправление" – на 0,8%; "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" – на 1,5%; "Промышленность, энергетика и строительство" – на 1,1%; "Жилищно-коммунальное хозяйство" – на 0,5%; "Прочие расходы" – на 4,2%. По всем остальным расходам планируется снижение их удельного веса по сравнению с нынешним годом. В том числе, несмотря на заявления о социальной ориентированности бюджета, удельная доля расходов на эту сферу ниже предыдущей на 2,8% (на 1% меньше – доля здравоохранения, на 0,7% – образования). Что касается других особенностей бюджета: в нем впервые удалось заложить 4 млн. рублей на приобретение жилья для специалистов в восточных районах края. Также впервые 100 млн. рублей депутаты предусмотрели на реализацию наказов избирателей в своих округах.

Разумеется, как всегда при принятии подобного рода документов, не обошлось и без споров, которые можно отнести к лоббистским. Например, после дебатов о том, нужно или нет достраивать здание Ставропольской телерадиостудии, народные избранники, не поддержав ни один из компромиссных вариантов, решили денег не давать. По словам депутата В. Жиганова, избирателям в его районе это ничего не даст: они и так, мол, смотрят один телеканал, потому что другие не показывают.

Но зато думцы поддержали выделение средств на реконструкцию санатория "Ставрополье" в Сочи, часть имущества которого недавно была передана в собственность края. И никакие аргументы, в том числе, что такие же санатории, находящиеся в краевой собственности, есть и на Кавминводах и что деньги нужно давать, чтобы пополнять доходы, а не увеличивать затраты – не возымели действия. Санаторий получил 10 млн. рублей из резервного фонда и еще 20 записали в счет профицита. Из этой же статьи 2,5 миллиона на создание специального подразделения в структуре милиции на КМВ для борьбы с теневым рынком алкоголя "выбил" председатель ГДСК Ю. Гонтарь. С условием, правда, ежеквартальной отчетности о результатах работы, и что "вернуть" в бюджет правоохранительные органы должны как минимум в два раза больше.

* * *

В заключение депутаты утвердили также бюджет фонда обязательного медицинского страхования. И здесь дебатов не удалось избежать. Благодаря скрупулезности народных избранников удалось "найти" дополнительные средства, в том числе за счет сокращения расходов на содержание аппарата фонда, на питание в лечебных учреждениях. Эти деньги должны быть поровну поделены между всеми больницами – городскими и сельскими. С учетом добавки стоимость питания на одного человека потянет теперь аж на 18 рублей. А вообще депутаты намерены заняться серьезной ревизией деятельности фонда и функционирования здравоохранения в крае, к которому возникает слишком много вопросов.

Впрочем, предстоит еще вернуться и к собственно бюджету-2003. В январе депутаты должны будут утвердить приоритеты по объектам, записанным в 11 приложении, которые предстоит финансировать из дополнительных доходов.

Елена РЫБАЛКО

Депутаты "нашли" полмиллиарда... / Газета «Ставропольская правда» / 24 декабря 2002 г.