,

Недавно на Ставрополье побывала известный кинорежиссер Светлана Дружинина, знакомая многим прежде всего замечательным телесериалом "Гардемарины". Сейчас она занята работой над уникальным проектом "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век ХVlll...", намереваясь представить зрителю в конечном итоге 25 (!) фильмов об истории одного из самых беспокойных для нашего Отечества столетий. Визит в край был связан с широкой премьерой третьей картины цикла "Я – император", прошедшей не только в Ставрополе, но и ряде других городов и районов.

Поскольку свою карьеру в кино Светлана Дружинина начинала – и весьма успешно – как актриса, невольно возникает вопрос: почему режиссура? Тем более что профессия эта все еще остается более мужской, чем женской. Но кино вообще случайно в жизни Дружининой. До этого она очень серьезно занималась балетом. Когда ее неожиданно пригласили сняться в картине "За витриной универмага", она очутилась в совершенно новом для себя мире, которому и суждено было стать ее судьбой. Тот фильм был, кстати, первой работой в кино будущих звезд большого экрана Анатолия Кузнецова, Олега Анофриева, а сценарий написал Алексей Каплер, впоследствии популярный телеведущий знаменитой "Кинопанорамы".

– Искусство кино невероятным образом аккумулирует в себе все виды творчества, – говорит Светлана Дружинина. – Мне кажется, для человека, который занимается этим трудом, трудом – не будем говорить искусством, – это возможность максимально и оптимально выразить себя. Много сейчас говорится о роли кино в современном обществе. А я хочу сказать, что общество состоит из суммы индивидуальностей. Недаром самое трудное в жизни – навести порядок в своей собственной персоне. Профессия кинорежиссера, по-моему, сопряжена с этим процессом самосовершенствования, потому что, выбирая тему, я уже думаю: интересна она мне или нет и если интересна, то почему? Как я ее смогу донести до максимального количества людей?

Окончив актерский факультет, Дружинина честно отработала полагавшиеся три года – тогда с этим было строго, и затем, несмотря на все предложения сниматься, держала экзамен уже на режиссерском. Потеряло ли кино хорошую актрису? Наверное. Но, согласитесь, хороших актрис много, а вот хороших режиссеров... Правда, ей до сих пор говорят: почему вы не снимаетесь в своих картинах? А она в каждом новом фильме сначала оставляет себе роль: "верю, что сыграю".

– Была такая роль и в "Гардемаринах", причем потрясающая. На меня уже были сшиты костюмы, фотопробы провели. И не надо вроде бы никого искать, бегать по театрам и т. д. Но когда я пришла на съемочную площадку, чтобы работать с оператором, то вдруг подумала: боже мой, я должна буду бегать от камеры к площадке, поднимая фижмы платья, рыдать и плакать, как требует роль, а потом опять к камере, а вокруг стоит толпа и лицезреть все это будет, словом, как-то не очень это симпатично. Я собрала группу и объявила, что, как режиссер, снимаю актрису Дружинину с роли.

Замену тогда нашли быстро, хотя съемочная группа испытала серьезный шок. Кстати, в ее составе неизменно многие годы – знаменитый кинооператор и одновременно любящий муж С. Дружининой Анатолий Мукасей. "Видите, как я хорошо устроилась!",- смеется Светлана Сергеевна. С А. Мукасеем они сделали вместе все ее картины, это, по признанию режиссера, настоящий друг и соратник, хотя часто работа продолжается и дома, на кухне, когда спорят и не соглашаются друг с другом, чтобы потом, на съемках, в окружении десятков людей быть все тем же слаженным творческим и человеческим дуэтом...

Нынешнее состояние отечественного кинематографа общеизвестно. Тем удивительнее на его безрадостном фоне заявка С. Дружининой на такой большой проект – 25 серий. Удастся ли воплотить его в сегодняшней ситуации?

Этот проект начинался в 94-м году, в самые мрачные для страны и искусства времена, тогда никто не был уверен, что кино вообще способно что-то делать. Оно и сейчас похоже на выжженное поле.

– Однажды у меня вдруг словно открылись глаза: я увидела, как мой муж, потрясающий, гениальный оператор, снявший "Дайте жалобную книгу", "Внимание, черепаха!", "Чучело", пребывает в этаком полубессознательном состоянии, вперив взор в экран телевизора. То ведь было время, сломавшее очень много творческих талантливых судеб на взлете. Когда люди и умели, и могли, и вдруг оказались не у дел и – никаких перспектив. Момент совершенно черной откровенной дыры. И я поняла, что, если я сейчас что-то не начну делать, нам обоим будет очень тяжело.

И вот тогда она села за письменный стол. До этого, конечно, был определенный запас, оставшийся с той поры, когда с писателем Ю. Нагибиным они работали над "Гардемаринами". Благодаря ему, признается Дружинина, у нее появился вкус к истории, и уже тогда понемногу выщелачивалась уникальнейшая тема – "Женщина. Власть. Восемнадцатый век". Ей и самой теперь с трудом верится в то, что она это сделала – за месяц написала сценарий нескольких серий проекта! Видимо, нами порой руководит отчаяние...

Собралась команда. Люди хотели работать. Им навстречу пошли все музеи, с которыми сохранились деловые и дружеские связи еще с "Гардемаринов", и они снимали бесплатно и в Кусково, и в Петергофе, и в Петропавловской крепости, даже на Соборной площади Кремля с его закрытым режимом!

Так началась работа, а ведь это – жизнь. При всей суматошности киношного производства Светлана Дружинина активно ездит по стране, стараясь откликаться на все приглашения. Ей не важно при этом, сколько человек в зале, просто она "обязана, должна, это и работа, и человеческий долг".

– Если мы будем дальше так взаимотрудиться, обязательно что-нибудь получится! Выплывем! Воскреснем! И будем жить... – В голосе С. Дружининой оптимизма – на десятерых, но во взгляде сквозит ироничная мудрость человека, трезво оценивающего и собственные силы, и ситуацию.

Скорее всего, со временем многосерийный проект студии "Сагиттариус", учрежденной С. Дружининой и А. Мукасеем, придется переводить на телевизионные "рельсы", а пока она с прежней энергией едет то в один город, то в другой, представляя очередной фильм публике. Кстати, в поездке на Ставрополье ее сопровождал Дмитрий Веркеенко, сыгравший юного императора Петра ll, попавший на съемки "просто очень талантливым ребенком" в 12 лет; сейчас он уже заканчивает театральное училище. Диму горячо приняли юные ставропольцы, долго расспрашивали о съемках и творческих планах, после чего с удвоенным вниманием следили за перипетиями фильма-премьеры "Я – император", подтверждая расчет Дружининой на интерес современной молодежи к отечественной истории.

Несмотря на всю мужественность своей профессии С. Дружинина уверена: женщина (как, впрочем, и мужчина) должна соответствовать своему природному назначению, всегда оставаться женщиной. Сама она – живое воплощение этой собственной "заповеди": всегда подтянутая, элегантная, подвижная, улыбчивая, располагающая к себе.

Вряд ли это так легко дается. А когда ее спрашивают, "что вас подпитывает?", Светлана Сергеевна, называющая себя "человеком, стремящимся к вере", напоминает нестареющее, вечное, библейское: живите в любви, и все у вас получится. Между прочим, это очень трудно – жить в любви, потому нужно себя на это настроить. "Люби своего недруга, как самого себя...". И никуда не денешься.

– Для меня это единственное созидательное самочувствие, единственное! Все остальное – зависть, ревность, коварство, обиды – это все разрушает. Причем разрушает нас самих! И никого больше. Если вы с кем-то не можете найти общего языка – отсеките его от своей жизни, не мстите, не обращайтесь к нему никогда за помощью. Его нет у вас! Говорите с ним вежливо, никогда не желайте никому худа. Живите с теми, дружите с теми, работайте с теми, к кому вы испытываете хотя бы относительное чувство любви, и они вам отплатят тем же. Если у меня есть какие-то сомнения или претензии к кому-то на съемочной площадке, это ни в коем случае никакие не бытовые конфликты, они – творческие. Это совершенно иные конфликты. Мои споры с мужем – не о том, что "ты мне шубку не купил", или " у нее-то вон какое колечко есть", или "я хочу на Канары"... Этого никогда не будет в моей жизни, в моей работе, в моем мире. У меня были конфликты не творческого характера, и этих людей в моей жизни нет! Я на это не трачусь. А переживаю я так же, как и все, я – женщина и очень хочу оставаться женщиной! И совсем не хочу делать из себя мужчину! Это Богово: мир делится на женщин и мужчин. И в своей профессии я действую только на своем поле, и без кнута, и без пряника. И на съемочной площадке, и в кабинете чиновника я женщина, а он мужчина. Я очень часто вижу, когда чиновник "импотентен" изначально, хотя он очень ловок и вроде успешен, но в нем выжжено это здоровое мужское – то есть творческое – начало. Если же в нем есть эта мужская искорка, тогда можно всегда договориться. Это вовсе не значит, что между нами будет "роман", нет, но есть созидательный разговор двух половин человечества...

Вот такая она удивительная женщина, посвятившая себя "мужскому" занятию, без коего не представляет жизни.

Наталья БЫКОВА

Светлана Дружинина: Для меня на свете нет ничего лучше кино / Газета «Ставропольская правда» / 21 декабря 2002 г.