Сегодня Государственная Дума Ставропольского края рассматривает проект бюджета Ставрополья на 2003 год. По традиции, к депутатам, всем участникам обсуждения законопроекта обратился с посланием губернатор края Александр Черногоров.

Уважаемые депутаты, члены правительства Ставропольского края, приглашенные! В соответствии с полномочиями, определенными Уставом и законодательством Ставропольского края, информирую вас о положении в крае и основных направлениях экономической, социальной и бюджетной политики в 2003 году.

Главной задачей, решению которой подчинены все усилия органов исполнительной власти края, является неуклонное повышение уровня и качества жизни ставропольцев. Единственный реальный путь решения этой задачи – повседневная работа, направленная на создание благоприятного делового климата, обеспечение устойчивого экономического роста, проведение структурных преобразований в экономике края, повышение её конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

В 2002 году социально-экономическая ситуация в Ставропольском крае в основном стабильна. Рост валового регионального продукта по итогам года должен составить 105,2 процента (в среднем по Российской Федерации – 3,9 процента). За девять месяцев 2002 года выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики края превысил уровень прошлого года на 4,8 процента.

Особо хочу отметить труд земледельцев. В текущем году в крае получен самый высокий за всю историю урожай зерна. По последним данным, собрано 6,3 млн. тонн отборного зерна, из которого 86 процентов – лучшие продовольственные сорта в стране. По сравнению с предыдущим годом, в 1,2 раза выросла урожайность зерновых культур и достигла 32 ц/га. В целом же, за 10 месяцев текущего года, объём производства продукции сельского хозяйства составил 117,5 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Сохранение положительной динамики развития экономики стимулировало рост деловой активности в отраслях, производящих рыночные услуги. Так, за 10 месяцев текущего года на 109,7 процента и 105,5 процента соответственно увеличились объёмы перевезённых грузов и пассажирооборот предприятий транспорта. На 108,9 процента вырос объём услуг связи.

Результатом позитивного развития экономики стал рост реальных денежных доходов населения на 113,1 процента в сравнении с десятью месяцами прошлого года. В среднем по Российской Федерации этот показатель составил 108,9 процента.

Номинальная заработная плата жителей края увеличилась на 37 процентов, а реальная (с учётом инфляции) – на 117,5 процента. Пенсии выросли на 16 процентов. Средняя пенсия в крае, наконец, превысила на 3 процента прожиточный минимум пенсионера. Таким образом, выполнена чрезвычайно важная задача, поставленная год назад президентом и правительством Российской Федерации.

Люди стали увереннее смотреть в завтрашний день. И это подтверждается объективными данными. На 138,6 процента увеличились объёмы индивидуального строительства жилья. С начала года банковские вклады населения края выросли на 26,9 процента. Сегодня на тысячу жителей края приходится 120 легковых автомобилей, тогда как немногим более шести лет назад – только 80.

Рост платежеспособности населения положительно повлиял на увеличение объёмов розничного товарооборота и общественного питания – на 113,8 и 102,6 процента соответственно.

2002 год отмечен дальнейшим укреплением бюджетной системы. Рост экономики вызвал увеличение налоговых платежей в консолидированный бюджет края. Его доходная часть за 10 месяцев текущего года исполнена на 107,4 процента. Увеличение доходов обеспечено ростом налогов и неналоговых платежей, которые за указанный период приросли на 138,9 процента.

Более чем на 2,1 миллиарда рублей сумма уплаченных налогов превысила сумму начисленных. Проведенная реструктуризация имеющихся задолженностей налогоплательщиков по налогам позволила дополнительно привлечь поступления доходов на сумму 220 миллионов рублей.

На 10 лет реструктуризирована просроченная задолженность бюджета Ставропольского края по налоговому кредиту в сумме 155,6 миллиона рублей.

Поставленные правительством края в 2002 году задачи в области бюджетной части расходов полностью выполнены.

Задолженность учреждений бюджетной сферы за потребленные коммунальные услуги уменьшилась на 105 миллионов рублей.

Сокращены расходы бюджета Ставропольского края на обслуживание государственного внутреннего долга в части начисленных и неуплаченных процентов за пользование централизованными и налоговыми кредитами на сумму 266 миллионов рублей.

В 2002 году был выполнен очередной этап по внедрению казначейского исполнения бюджета, в том числе была реализована новая функция – учёт бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на поставку продукции для государственных нужд, с целью увязки объёмов поставок продукции с бюджетными ассигнованиями. Кроме того, была проведена инвентаризация бюджетной сети и нормативно-правовой базы по краевому бюджету.

В настоящее время в крае переведено на новую технологию финансирования более трети бюджетополучателей.

Укрепление государственных финансов позволило развернуть социальные программы, увеличить объёмы ассигнований, направляемых как на рост доходов различных слоёв населения края, так и на государственные капитальные вложения.

Увеличилась заработная плата работников бюджетной сферы. За 10 месяцев более 47,6 тысячи семей получили жилищные субсидии. В бюджете края 2002 года на эти цели предусмотрено около 330 млн. рублей, или в 3,8 раза больше, чем в 2001 году.

С удовлетворением можно отметить значительное (в 2 раза) за последние два года сокращение задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Учитывая, что эта задолженность накапливалась семь лет, то снижение ее объема с 600 до 300 миллионов рублей – это значительный шаг вперед.

В текущем году правительство Ставропольского края увеличило бюджетные расходы на образование – на 1,6 млрд. рублей, на здравоохранение – в 1,3 раза.

За 11 месяцев 2002 года из бюджета Ставропольского края на финансирование объектов капитального строительства поступило свыше 205 млн. рублей, или 84 процента годового лимита. До конца декабря средства, запланированные на капитальное строительство, поступят в пределах годовых назначений.

Успешно реализуется План первоочередных действий губернатора Ставропольского края. Из 5,6 млрд. рублей, предусмотренных на его реализацию, с начала текущего года профинансировано свыше 4,8 млрд. рублей (86 процентов).

У правительства края есть полная уверенность в реализации всех намеченных мероприятий.

В 2002 году сданы в эксплуатацию школа на 689 и учебный корпус на 275 ученических мест в селах Тукуй – Мектеб и Новкус-Артезиан Нефтекумского района. На 70 мест увеличена вместимость дошкольного образовательного учреждения в поселке им. Шаумяна Георгиевского района. Сданы в эксплуатацию системы водоснабжения в с. Дубовая Балка Андроповского района, с. Левокумском, артезианские скважины в Нефтекумском, Курском, Степновском и Красногвардейском районах. Дополнительно введено в эксплуатацию более 42 км газопроводов в Буденновском, Арзгирском, Минераловодском, Туркменском районах.

Ставропольский край – один из немногих регионов России, где реализуются системный и комплексный подход его развития. И это результат конструктивной, совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти. Правительством края принят проект Программы экономического и социального развития Ставропольского края на 2003-2007 годы. Её разработка поддержана президентом Российской Федерации В. Путиным. Этот документ является логическим продолжением принятой в прошлом году Концепции социально – экономического развития края на период до 2006 года.

В рамках реализации Программы предусмотрено дополнительно привлечь на социальные и коммерческие объекты около 22 млрд. рублей за счёт всех источников финансирования.

Развёртывание программы по годам будет осуществляться в соответствии с утверждённым правительством края порядком формирования перечня строек, который, в свою очередь, станет составной частью Плана первоочередных действий губернатора Ставропольского края.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае", предусматривающий различные формы финансовой поддержки, которые будут применяться по перечню приоритетных проектов.

Таким образом, создаётся целостная система управления социально – экономическим развитием края на основе Концепции, Программы экономического и социального развития, Плана первоочередных действий губернатора края и ежегодно формируемых перечней социальных объектов и коммерческих проектов.

Однако, как известно, жизнь часто вносит свои коррективы в намеченные планы и разработанные программы. Сегодня мы с немалым трудом, при финансовой поддержке федерального центра преодолеваем тяжёлые последствия стихийного бедствия, обрушившегося на край и его жителей в июне нынешнего года.

Выполнен огромный по своим масштабам объём аварийно – восстановительных работ по объектам производственно – технического и социального назначения. На ликвидацию последствий стихийного бедствия было направлено 150 миллионов рублей средств краевого бюджета. Подавляющее большинство пострадавших людей, как это и было обещано, к зиме получили крышу над головой.

Органы исполнительной власти края должны быть готовы к чрезвычайным ситуациям и в будущем. Поэтому правительство края считает необходимым формировать резервный фонд за счёт средств бюджета Ставропольского края. Однако это вынужденная мера. Международная практика свидетельствует о том, что большая часть восстановительных работ по ущербу, нанесённому стихийными бедствиями, финансируется за счёт средств страховых компаний. И в этой связи нам предстоит очень серьёзная работа по развитию в крае страхового рынка и, в частности, добровольных видов страхования имущества организаций и граждан.

В 2002 году российская экономика практически подошла к качественному рубежу, связанному с исчерпанием резервов, на которых базировался экономический подъём после кризиса 1998 года.

В условиях ухудшения мировой конъюнктуры роль главного "мотора" развития объективно переходит к внутренне – ориентированным отраслям экономики. Поэтому стимулирование спроса должно исходить из увеличения доходов населения.

Необходимость выхода на рост не ниже 4-5 процентов в год предъявляет очень жёсткие требования к промышленности как двигателю всей экономики края. Альтернативы просто нет.

Однако ситуация складывается не лучшим образом. В 2001 году рост индекса физического объёма промышленной продукции составил 122,8 процента. А за десять месяцев текущего года объём промышленной продукции снизился до 99,7 процента при среднероссийском показателе – 104 процента.

Основная причина в том, что около половины объёмов производства приходится на электроэнергетику и нефтехимию. Поэтому эта важная сфера экономики крайне уязвима к любым изменениям, происходящим на российском и мировом уровне.

В 2003 году предстоит предпринять все меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию в промышленности, которая даёт более трети налоговых поступлений в бюджет края. Необходимо разработать и начать реализацию комплексной программы реструктуризации промышленности края, создать условия для прироста мощностей в машиностроении, промышленности строительных материалов, в пищевой, стекольной и других отраслях, обеспечить рост производительности труда, который должен сопровождаться увеличением заработной платы.

Напряжённо складывается ситуация и с инвестициями в основной капитал. Динамика капитальных вложений – это один из ключевых показателей социально-экономического развития края, который по итогам 10 месяцев 2002 года составил 88,1 процента к такому же периоду прошлого года. К концу года ожидается достичь 100 – процентного уровня 2001 года. Однако эти темпы роста не смогут обеспечить устойчивый рост экономики, поскольку резерв незагруженных мощностей после 1998 года выбран и возможности экстенсивного наращивания производства исчерпаны.

В условиях дефицита инвестиционных ресурсов ключевое значение приобретает эффективность их использования. В незавершённом строительстве края находится значительное количество объектов, многие из которых имеют высокую строительную готовность. Именно с учётом данной проблемы будет формироваться перечень строительных объектов, финансируемых за счёт средств федерального и краевого бюджетов.

Сложившийся высокий уровень конкуренции на рынке продовольственных товаров также определяет необходимость постоянного обновления предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. С целью организации бесперебойного обеспечения населения края хлебом и хлебобулочными изделиями высокого качества предстоит продолжить работу по модернизации хлебопечения – важнейшей отрасли хозяйственного комплекса.

Активизация работы по привлечению инвесторов на территорию края остаётся одной из главных задач правительства на 2003 год. Кроме того, необходимо предпринять меры по вовлечению в экономику средств населения через развитие фондового рынка, кредитной потребительской кооперации граждан.

Основные задачи развития АПК края на 2003 год и ближайшую перспективу связаны с увеличением объемов производства продукции растениеводства, грубых и сочных кормов для животноводства с учетом совершенствования системы земледелия на адаптивно – ландшафтной основе.

Необходимо дальнейшее наращивание объемов агрохимического обеспечения и проведения защитных мероприятий. Так, по итогам инвентаризации, площадь солонцов и солонцовых земель в крае составляет более 1,5 млн. гектаров. Поэтому сохраняется острая необходимость в проведении агрохимической мелиорации в объемах не менее 20 тыс. гектаров ежегодно.

В настоящее время имеются реальные предпосылки динамичного развития быстроокупаемых отраслей свиноводства и птицеводства. В крае разработана и реализуется программа создания в его центральной и западной зонах края массива овец нового скороспелого типа мясного направления.

С целью насыщения краевого рынка дешевой и качественной говядиной планируется расширить ее производство на основе низкозатратных технологий, с использованием специализированных пород. Развитие этого направления важно еще и потому, что имеется возможность использовать потенциал восточных районов края.

В 2003 году нам предстоит продолжить техническое перевооружение села, повысить доходы сельских тружеников.

Серьёзная проблема – состояние платежей. Просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей почти в 5 раз превышает просроченную дебиторскую задолженность и в ряде случаев приводит к банкротству. По прогнозу, около 100 хозяйств закончат год с убытками, еще столько же находятся на различных стадиях процедуры банкротства.

Однако восстановить платежеспособность организации, где введена процедура банкротства, удается только в 2 случаях из 100. Имеется порочная практика превращения банкротства в доходный вид бизнеса. В настоящее время в целом по краю в различных процедурах банкротства находится более 520 действующих предприятий, а в Арбитражном суде Ставропольского края зарегистрировано только 345 арбитражных управляющих, из которых реально работают 168, или один на три предприятия.

Новый федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" позволяет изменить ситуацию. Правительство края намерено предпринять все необходимые меры, чтобы изменить ситуацию – от организации подготовки арбитражных управляющих до финансовой поддержки предприятий, имеющих реальные планы выхода из кризиса.

В 2003 году предстоит решить неотложные задачи в жилищно-коммунальном хозяйстве края, где износ инженерных коммуникаций достиг 60 процентов и значительная их часть находится в предаварийном состоянии.

Социально – экономическое развитие края в 2003 году и в среднесрочной перспективе во многом будет определяться уровнем развития малого предпринимательства. Растут объемы производимых им товаров и услуг. Удельный вес предпринимательства в пополнении бюджетов всех уровней достиг в настоящее время 13 процентов. В экономически развитых странах в малом бизнесе занято до двух третей населения. В крае пока только 19 процентов от общей численности занятых в экономике работают в сфере малого бизнеса. На решение задач поддержки предпринимательства направлены мероприятия краевой целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы", с общим объёмом бюджетного финансирования – 140,4 млн. рублей, в том числе в 2003 году – 33,6 млн. рублей.

О социальной направленности бюджетной политики правительства Ставропольского края свидетельствует рост расходов на образование в общем объёме консолидированного бюджета края.

Практически погашена задолженность по выплате компенсаций за приобретаемую методическую литературу педагогическим работникам. Она сократилась на 70 процентов и будет полностью погашена в 2003 году. Для организации подвоза учащихся сельских школ приобретены 80 автобусов и микроавтобусов. В следующем году на эти цели за-планировано 10 млн. руб. Впервые за последние десять лет для учреждений профессионального образования края закуплена сельскохозяйственная техника на сумму более 30 млн. рублей. Увеличились расходы на капитальный ремонт объектов образования края. 53 млн. руб. привлечено за счет федерального бюджета.

В 2003 году мы продолжим осуществление программы модернизации образования. Необходимо, чтобы уровень образования ставропольцев в ближайшем будущем стал одним из решающих факторов конкурентоспособности экономики края. Для этого прежде всего следует обеспечить повышение заработной платы работникам образования (на эти цели предусмотрено 303 млн. рублей), увеличить рост расходов на питание школьников, обеспечить рост стипендий в 2 раза, лучше прививать детям навыки здорового образа жизни.

Следует обеспечить широкое внедрение современных информационных технологий обучения. В текущем году проведена компьютеризация сельских и городских школ за счет бюджетов всех уровней на сумму 28,3 млн. руб. Эта работа будет продолжена.

Правительство края последовательно решает задачу социальной поддержки ветеранов войны, труда и инвалидов. В 2002 году более 12 тыс. ветеранов получили материальную помощь от предприятий – шефов. 463 ветеранам оказана помощь в ремонте жилья. Телефонизировано 318 квартир.

Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны выдано бесплатно 695 автомобилей "Ока". Приобретаются технические средства реабилитации инвалидов. Организовано санаторно-курортное лечение 910 инвалидов от общего заболевания и 659 детей-инвалидов.

В санаторно-оздоровительных лагерях поправили свое здоровье около 2800 детей из социально неблагополучных семей. В течение летнего периода различными видами отдыха было охвачено на 17 процентов больше детей, чем в прошлом году.

В следующем году будут осуществляться социальные программы оказания адресной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, строительства специализированных жилых домов для одиноких пенсионеров, пострадавших от наводнения в июне 2002 года, выделяться средства на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях.

Удельный вес расходов на здравоохранение и физическую культуру в 2002 году составил 17,7 процента, или 2 млрд. 350 млн. руб.

Приоритетные направления развития медицинской помощи в крае определены в целевых программах по сахарному диабету, онкологии, безопасному материнству, хроническому гемодиализу, борьбе с туберкулезом. В первоочередном порядке необходимо провести капитальный ремонт 35 объектов здравоохранения на сумму 212 млн. руб.

В предстоящем периоде будет сосредоточено внимание на внедрении систем управления качеством медицинской помощи населению, охране здоровья матери и ребенка, усилению профилактического направления в здравоохранении, активной пропаганде здорового образа жизни.

Уважаемые депутаты! Бюджет 2003 года формировался в трудных для страны и края условиях. Во-первых, на 2003 год приходится пик погашения внешних долгов Россией, что не позволяет значительно увеличить объем финансовой помощи субъектам. Рост дотации из федерального бюджета составит 12 процентов против 77 процентов в 2002 году.

Во-вторых, формирование доходной части бюджета происходило в условиях неопределенности налогового законодательства. Федеральным центром не был принят ряд налоговых законов, являющихся основой регионального налогового законодательства.

Поэтому мы должны имеющиеся ресурсы сконцентрировать на финансировании ключевых обязательств, обеспечить реализацию начатых программ. Бюджетные приоритеты рассматривались на заседаниях специально созданной двусторонней рабочей группы правительства Ставропольского края и Государственной Думы Ставропольского края.

Это прежде всего – обеспе-чение предусмотренного законодательством роста заработной платы работникам бюджетной сферы и правоохранительных органов; исполнение обязательств по погашению долгов за потребленные энергоресурсы бюджетными учреждениями в полном объеме, сокращение долгов по "детским" пособиям; сокращение внутреннего долга Ставропольского края.

Бюджет 2003 года можно назвать не просто напряженным, а жестким. Следовательно, усилия органов исполнительной власти края должны быть направлены на мобилизацию внутренних резервов. Их использование в полном объеме и определит основные направления бюджетной политики на следующий год.

Увеличение поступлений доходов краевого бюджета в условиях снижения налогового бремени для налогоплательщиков – краеугольная задача бюджетной политики. Как и в текущем году, поступления доходов краевого бюджета должны происходить за счет роста налогового потенциала региона, более широкого вовлечения в экономику края малого бизнеса, сокращения объемов теневой экономики.

Региональные и местные бюджеты необходимо наполнять за счет дальнейшего развития производства. Следует разработать планы экономического развития каждой территории края с целью планомерного наращивания ее налогового потенциала.

Исходя из этого, правительством края определена одна из основных задач бюджетной политики – государственная поддержка производственного сектора, привлечение дополнительных инвестиций.

Исполнительной и законодательной ветвям власти края необходимо принять кардинальные меры по сохранению и увеличению налогового потенциала края. Пробелы в российском налоговом законодательстве используются дельцами для минимизации суммы уплачиваемых налогов посредством создания вертикально – интегрированных промышленных структур и применения схем фиктивного банкротства.

Еще одной насущной задачей в получении доходов является осуществление дальнейших мероприятий по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности. Данные меры позволят существенно повлиять на рост доходов бюджетной системы.

Можно выделить следующие основные задачи бюджетной политики на 2003 год.

1. Провести инвентаризацию деятельности бюджетных учреждений края. Оптимизировать функции, выполняемые этими учреждениями, и объем расходов, равно как качество предоставляемых бюджетных услуг с затратами.

2. Произвести инвентаризацию задолженности бюджета перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Результаты инвентаризации дадут возможность с 2004 года предусматривать в бюджете средства на погашение указанной задолженности.

3. С развитием рыночных отношений неизбежно будут совершенствоваться и изменяться направления и формы государственной поддержки аграрного сектора. Правительство Ставропольского края предлагает смешанные формы поддержки: как прямое финансирование для слабых предприятий, так и субсидирование процентной ставки по кредитам, направляемым на пополнение оборотных средств сильных хозяйств.

4. В 2003 году будет сделан очередной шаг в переводе на казначейскую систему исполнения бюджета. Намечены мероприятия по завершению автоматизации бюджетного процесса по краевому бюджету, а также по обследованию бюджетной сети и правовой базы, отработке технологии формирования и исполнения сельских и поселковых бюджетов.

5. Перейти к более точному планированию расходов сезонного характера. Бюджетная роспись министерств и ведомств должна рассматриваться ими как собственный кассовый план. В целях повышения равномерности осуществления бюджетных расходов в течение года необходимо обеспечить принятие в начале финансового года решений, направленных на реализацию положений закона о бюджете края.

6. Особую значимость сегодня приобретает межбюджетная политика. Для края, на территории которого существуют 290 муниципальных образований, процесс бюджетного выравнивания имеет большое значение. Мы должны разработать и законодательно утвердить такую методику, которая была бы понятна всем участникам бюджетного процесса и включала в себя как механизмы решения проблемы дотационных муниципальных образований, так и создавала стимулы для проведения эффективной доходной политики на муниципальном уровне. Кроме того, для упорядочения бюджетного процесса назрела необходимость принятия нового закона "О бюджетном процессе в Ставропольском крае".

7. В 2003 году будет продолжена работа по сокращению государственного внутреннего долга Ставропольского края. Следует продолжить практику принудительного взыскания с должников в судебном порядке непогашенных долгов по централизованным и налоговому кредитам.

* * *

Уважаемые депутаты! Проект бюджета мы считаем вполне реальным, хотя и весьма напряженным. Я рассчитываю на то, что депутатский корпус окажет правительству края поддержку, и призываю вас поддержать представленный проект бюджета. У нас нет времени и ресурсов для экспериментов. Мы настойчивы в стремлении к своей цели и должны ещё больше работать вместе, понимая и помогая друг другу в интересах жителей нашего края.

Об основных направлениях экономической, социальной и бюджетной политики в 2003 году / Газета «Ставропольская правда» / 21 декабря 2002 г.