06:00, 21 декабря 2002 года

Идеальный вариант: 1 + 1

Ставропольской студии телевидения - 15 лет

,

Телевизионщиков называют служителями одиннадцатой музы, когда хотят в торжественных случаях подчеркнуть их особый вид творчества с присущими ему, как и любому другому искусству, выразительными средствами и художественными возможностями.

И разве это не так? В каждодневной журналистской суете, когда многое приходится делать впопыхах, на скорую руку, лишь бы только успеть, не опоздать, не пропустить, не прозевать, они, возможно, не всегда и не все могут позволить себе такую роскошь творчества, как вдохновение. Но ведь оно тем не менее их тоже посещает, и, разумеется, у него тоже есть свой источник...

Корифей Ставропольской студии телевидения, влюбленный в свое дело режиссер Александр Басов в принципе согласен с такой трактовкой телевизионного искусства. Однако вносит в это расхожее сравнение ряд существенных поправок:

- Да, подготовка и выпуск в эфир любого конечного продукта - это, безусловно, творческий процесс, но одновременно еще и производственный, причем, может быть, даже в большей степени производственный, чем материал любого другого средства массовой информации. Такова специфика телевидения. И это обязательно коллективный труд: над одной передачей, не говоря уже о программе, сразу работает целая команда. Многое зависит от того, какой сценарий представит автор, что, где и как снимет оператор, как пройдет монтаж, каким получится звуковое и музыкальное оформление, родится ли какая-либо неожиданная, интересная идея, будет ли найден оригинальный творческий ход, исходя, конечно, из имеющихся технических возможностей... Не меньшее значение имеет и то, насколько чисто и гладко выдается наша работа в эфир. В общем, тут масса нюансов, и каждый из сотрудников привносит в нее свое мастерство.

- Но в любом случае всё замыкается на режиссере, - поясняет корреспондент отдела новостей Александр Шворнев. - На телевидении - это ведущая фигура. Именно он организует и осуществляет весь процесс воплощения авторского замысла. Мне, кстати сказать, как автору очень нравится работать с Александром Басовым. У нас с ним хорошие творческие контакты. Это очень важно. На телевидении даже так говорят, имея в виду автора и режиссера: если у них полное взаимопонимание, то один плюс один не обязательно должно равняться двум, может получиться и пять, и десять. И наоборот, нет содружества - считай, передача обречена...

А.Басов, коль зашла уж речь конкретно о нем, можно сказать, ветеран Ставропольской телестудии: ей 15 лет - и он столько же трудится здесь. В прошлом, между прочим, выпускник ...спортфака. Работал в учреждениях культуры. Пригласили на телевидение - подучился у пятигорских коллег, на курсах при институте повышения квалификации работников радиовещания и телевидения. А остальное всё - самообразование и наживной практический опыт. Это к вопросу о том, как приходят на телевидение, которое так манит девочек и мальчиков, мечтающих прославиться на неведомом им поприще. Приходят, как видим, по-разному. Главное - должно быть призвание к этому делу, считает Александр, должна быть страсть, которой ты подчинишь всю свою жизнь...

Мой собеседник, подумав и несколько смущаясь от невольной высокопарности, еще раз подчеркивает это обязательное условие для творческого роста - призвание. Будет оно - тогда все получится хорошо, как это, собственно, и получается у его коллег-режиссеров Е.Гавриловой, Г.Цепковой, М.Корсунова, А.Пономаренко, С.Завьялова, А.Третьякова, у главного режиссера А.Близнюка и у остальных сотрудников студии.

Спорный вопрос: хорошо это или плохо, что среди режиссеров нет специализации по определенным тематическим направлениям и редакциям, как, например, в других региональных студиях телевидения - гораздо больших, чем наша. Но то, что они мастера широкого, так сказать, профиля, пусть и поневоле, - это однозначно. "Не зацикливаются" на отдельной отрасли, не варятся в собственном соку - расширяя познания, обогащая творческий потенциал, готовят разноплановые, разножанровые передачи. Не скучно! Кроме того, появляется возможность уйти от привычных стандартов, найти новый ракурс. Как бы там ни было, а факт налицо: ставропольские телевизионщики, в том числе режиссеры, не раз становились лауреатами различных всероссийских и краевых творческих конкурсов. Одними из первых в стране они начали выходить в прямой эфир, практиковать прямые трансляции особо значимых событий, где от режиссеров, понятное дело, требуется особое мастерство.

Зрители звонят, пишут письма. Интерес вызывают "Вояж", "Нежный возраст", "Своя компания", "Деревенский пейзаж", "Будьте здоровы!", другие программы. Значит, работа не вхолостую, если она кого-то задевает, вызывает резонанс.

А еще здесь искренне гордятся тем, что время от времени кто-то из сотрудников студии переходит на работу на центральное телевидение, как, например, Р.Перевезенцев, И.Канавин. Это ведь тоже, помимо всего прочего, показатель профессионального уровня коллектива, взрастившего такие кадры ("Наши люди!").

* * *

...Пятнадцатилетие, конечно, не очень большая дата. Но все же повод для того, чтобы чуть отстраниться от повседневности и по достоинству оценить свою работу, благодаря которой получаешь творческое удовлетворение и которая всегда на виду у всего края.

«Идеальный вариант: 1 + 1»
Газета «Ставропольская правда»
21 декабря 2002 года