Цветы для "Неизвестной в синем платье"...
,
Недавно Ставропольский краевой музей изобразительного искусства принимал поздравления по случаю 40-летия со дня основания.
Есть на улице Дзержинского в Ставрополе старинный особняк, который я бы обозначила одной из узловых точек на карте духовной жизни краевого центра. Речь - о Ставропольском краевом музее изобразительного искусства. В творческой, научной, педагогической и вообще культурной среде города он давно и прочно занимает весьма заметное место и играет свою во многом уникальную эстетико-просветительскую роль.
Всякий музей должен выполнять эту роль, да не всякому дано стать средоточием духа, мысли, вдохновения одновременно. Входя в изомузей, мгновенно попадаешь в совершенно особенную атмосферу, причудливо и гармонично сочетающую в себе чинную академичность с почти домашним, "очеловеченным" теплом. Верующие люди говорят о "намоленности" храмов, подразумевая годами и веками копившуюся духовную энергию их общих молитв. В музее - своя "намоленность". И ты, уходя, не только уносишь впечатления и воспоминания, но и словно передаешь следующим "пришельцам" эстафету, подаешь "сигнал" из своей души. Мы были здесь. Здесь нам рады. Здесь нас ждут.
В том, что это так и есть, убеждаешься всякий раз, бывая здесь. Так было и в юбилейный для музея вечер, собравший десятки ближайших друзей и единомышленников. Справедливо сказал о них министр культуры края Е. Луганский: музей сумел объединить вокруг себя творческую интеллигенцию города и края. Не одних лишь художников. Среди гостей можно было увидеть наших известных литераторов, общественных деятелей, бизнесменов, представителей властных структур, пришедших не по должности, а по зову души.
Мотор всего движения в этих стенах - директор музея Зоя Белая.
- В отличие от большинства соседних крупных городов Ставрополь вплоть до середины ХХ века не знал активной художественной жизни, - говорит Зоя Александровна. - Так сложилось, что соседние края и области значительно опережали Ставрополь в этом направлении. Настоящее развитие началось лишь с появлением профессиональных художников, сначала, конечно, тут надо назвать Кленова, а потом, после Великой Отечественной войны, - целой плеяды: Киракозова, Попандопуло, Казанчана, Гречишкина, Шегедина, Чемсо, затем Соколенко, Саврасова... Пошли первые выставки, открылись первая детская художественная школа и художественное училище. Так сформировалась благоприятная среда для создания, наконец, музея изобразительного искусства.
И он появился, "отпочковавшись" от небольшого отдела краеведческого музея. В историю Ставрополья навсегда вписано имя одного из основателей и первого директора музея Бориса Альбертовича Бендика, на чью долю выпало заложить те профессиональные традиции, которые позволили музею стать важным духовным центром не только в крае, а теперь уже и на Северном Кавказе. Эти традиции успешно продолжают и те, кто принял их непосредственно от основателя, и новые поколения музейщиков. Вот он - секрет музейной "намоленности": в тех, кто бережет для нас "куски холста". Безусловные знатоки своего дела - работающие здесь искусствоведы Светлана Валуева, Софья Барер, Ольга Бендюк, Людмила Волошенко... У каждой есть, разумеется, свой "конек", но все вместе они составляют удивительный творческий организм, без которого уже немыслимо полнокровное культурное пространство Ставрополя.
Ныне на их попечении - около тридцати тысяч единиц хранения, как на языке отчетов именуются художественные ценности музея. Четыре десятилетия шло не просто накопление фондов, но и скрупулезная систематизация коллекций, изучение их, сделаны конкретные шаги и по реставрации ряда полотен. И главное - постоянная выставочная деятельность: сейчас за год музей принимает до 60 тысяч посетителей, организуя по 70-80 экспозиций, как из фондов, так и отражая творчество современных ставропольских авторов, осуществляя обмен выставками с соседними регионами. В последние три года музеем организованы три крупнейшие региональные акции - это без преувеличения мощные и интересные выставочные проекты "Мастера изобразительного искусства - защитникам Отечества" и два фестиваля "Молодые художники Северного Кавказа". Вот уже почти десять лет музей ведет целенаправленную работу с учебными заведениями по специальным музейным программам в рамках гуманитарного цикла. Невозможно переоценить роль таких программ, как "Искусство и история", "Искусство и литература", "Художественное краеведение" в эстетическом образовании студентов и школьников Ставрополя.
И все это - параллельно нашему сумасшедшему времени вообще и растянувшемуся на долгие годы - средства выделялись "в час по чайной ложке" - ремонту здания в частности. Менее года назад прибавились новые заботы в связи с передачей музею бывшего здания ОВИРа: событие хоть и закономерное, и долгожданное, и открывающее новые перспективы, но вместе с тем опять же хлопотное, поскольку обретенные "хоромы" также требуют капитальной реставрации. Она уже ведется, да вот темпы опять-таки оставляют желать... Остается лишь удивляться, как в подобной ситуации коллективу - а он в основном женский - удается оставаться тем, чем он и должен быть для города, то есть подлинным интеллектуальным очагом. И, при всей очевидной, ставшей, увы, традиционной, бедности, столь присущей большинству отечественных учреждений культуры, продолжать - несмотря ни на что! - жить богатой, именно богатой, наполненной событиями жизнью, ширя круг единомышленников и друзей.
К большому "семейному" торжеству музея подоспели и два дополнительных радостных события, так сказать, персонального значения: звание заслуженного работника культуры РФ указом президента страны присвоено директору Зое Белой и премия Ставропольского союза молодежи имени Героя Советского Союза А. Скокова художнику-дизайнеру, сотруднику музея Владимиру Бочкову. Целый ряд музейных работников отмечены почетными грамотами правительства края, министерства культуры, отраслевого комитета профсоюза.
* * *
Конечно, было много цветов. Яркая "клумба" букетов все росла и росла в центре главного зала, прибавляя по-особому трогательного тепла зимнему вечеру. И так уж получилось, что вся эта нежная красота оказалась буквально у ног героини картины с загадочным названием "Портрет неизвестной в синем платье". Прекрасная незнакомка на полотне словно олицетворила в себе всех сразу милых "музейных" женщин, чьими заботами и преданной любовью живет этот чудесный старинный дом.
17 декабря 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
