Публикация "Пораженные"("СП" от 3 декабря 2002 г.), как мы и предполагали, вызвала большой резонанс – со стороны и водителей, и пассажиров. Напомним, что речь шла о серьезном сбое в работе общественного транспорта в понедельник, когда грянул первый, по-настоящему суровый мороз – минус 18 градусов, и едва ли не половина муниципальных автобусов и маршрутных такси не вышла на линию. Глава администрации Ставрополя Д. Кузьмин объяснил этот "прокол" рядом причин, в том числе и недисциплинированностью водителей маршруток, которых ждет наказание за прогулы.

Отдайте мне 15 тысяч

Б. Ушаков, водитель "коммерческого" автобуса ПАЗ-672, обслуживающего маршрут N10:

– Как всегда, крайними оказались мы, частники: теперь начнуть "бить" всех без разбора. Наверное, были такие, кто действительно пожалел транспорт, не выехав в понедельник. Но ведь многие просто не смогли его завести из-за мороза. Я сам с трудом "завелся" – нужно покупать новый аккумулятор, который, между прочим, стоит полторы тысячи. Мой автобус ночует на открытой стоянке, это обычная практика и для других, потому что за въезд в гараж СМУПАП N1 нужно заплатить 30 рублей и еще 50 – за стоянку в боксе. Другая услуга – тягач, чтобы заводить автобус в зимние холода, – стоит 200 рублей в час.

Я знаю, многие считают, что водители "жируют", получают большие деньги. Однако это далеко не так: устанешь считать все затраты – единый налог, бензин, запчасти, которые постоянно растут в цене. Тысячу в месяц нужно отдать центральной диспетчерской службе, 220 – механику и медврачу по сервисному договору, 260 – за техосмотр. Ну и много чего "набегает", так сказать, в неофициальном порядке. Между тем тарифы не меняются уже несколько лет. Лишь недавно их подняли с 4 до 5-6 рублей для маршруточников. А в Краснодаре и Ростове давно – 7-10 рублей.

А тут еще неразбериха с договорами, заключаемыми на осуществление пассажирских перевозок. У водителей нет уверенности, что завтра не поставят на другой маршрут, а могут и вообще расторгнуть договор.

Возмущение вызывает и такой факт: несколько месяцев коммерческие автобусы возили льготников по талонам, администрация города обещала компенсировать наши затраты. И что получилось? Называют то один срок расплаты, то другой, а воз и ныне там. Я лично сдал талоны на 15 тысяч рублей. Пусть вернут мне и другим честно заработанные деньги!

Это просто сверхнаглость!

А. Антонов, житель города Ставрополя:

– Являюсь подписчиком "Ставрополки", читал опубликованный в газете приказ комитета Ставропольского края по ценам об утверждении тарифов. Для маршрутных такси N15 и N40, на которых я часто езжу, этот тариф остался без изменения – 4 рубля. Четвертого декабря еду на работу на маршрутке N40 – берут со всех 5 рублей. Я начал было возмущаться – мол, есть нормативный документ комитета по ценам и что лишний рубль водитель берет незаконно. Ну а водитель мне говорит, что эта цена – 5 рублей – согласована с его начальством, и я могу жаловаться куда угодно. Долго ругались, в конце концов я заплатил то, что положено – 4 рубля, но вышел из салона, как оплеванный

Пятого декабря ехал на маршрутке N15 (С425 РХ) – и та же картина: на табличке надпись: "Стоимость проезда 5 рублей, после 21 часа – 6 рублей". Молча заплатил "пятерку", не стал спорить – нервы дороже.

Поймите правильно: не жалко мне рубля, в часы "пик" я готов платить даже больше – и 7, и 10 рублей – но на законных основаниях. А так получается, что водители держат нас за придурков: сегодня скажет одну цену, завтра – другую. Это просто сверхнаглость!

Пусть добиваются изменения тарифа в комитете по ценам – доказывают, приводят экономическое обоснование. Повысят официально – и я ничего не буду иметь против.

А сейчас думаю вот над чем: куда смотрят контролирующие органы? Этот беспредел не только оскорбляет граждан, но и подрывает авторитет властей: раз приняли решение – надо добиваться его исполнения.

Маршрутки: "анархистов" ударят рублем / Газета «Ставропольская правда» / 7 декабря 2002 г.