Вчера утром жители Ставрополя ломали двери общественного транспорта, чтобы уехать на работу. Испорчено муниципального имущества на десятки тысяч рублей. Ущерб, нанесенный пассажирам, никто никогда не подсчитывает...

Поразительный факт: в последние годы зима приходит в Ставрополь нежданно-негаданно, словно коварный террорист, и транспорт начинает "бастовать" как некормленая лошадь.

Вчера в очередной раз пораженные граждане – до сотни человек на каждой остановке – страстно желали хоть на чем-то уехать. Однако большинство муниципальных троллейбусов и автобусов, набитых под завязку (о маршрутках я уже не говорю), проезжали мимо. Об эмоциях лучше промолчим ввиду непечатности выражений.

Лично я, тщетно простояв на остановке полчаса, перешел на другую сторону дороги и сел на маршрутку N15, которая довезла меня на работу, на ул. Спартака, ... через Южный рынок, где у нее конечная. Разумеется, за двойную плату. Такие "умные" в этой маршрутке были практически все. И никто даже не роптал, когда жадный до денег водитель "Газели", рассчитанной на 12 человек, подсадил по дороге еще пяток пассажиров, которых болтало в тесном салоне, как... Да ладно. Такой перегруз для маршруток – обычное дело, которое в Ставрополе, похоже, не интересует ни транспортную инспекцию, ни ГАИ...

Руководитель троллейбусного управления города А. Шведов в беседе с корреспондентом "СП" не без раздражения заметил, что пассажиры утром сломали двери 6 троллейбусов. То есть сломали, конечно, не умышленно, а потому что не помещались. По словам А. Шведова, 2 декабря на линию вышли все 95 троллейбусов, имевшихся в распоряжении, в т.ч. те, которым предстоял плановый техосмотр. Но мороз периодически выводил "рогатых" из строя – барахлила пневмосистема. В общем, троллейбусному управлению пришлось отдуваться за коллег-"автобусников" из СМУПАП N1 и коммерсантов-маршруточников, которые утром в большинстве своем словно вымерли, хотя минус 15 – совсем не экстремальная температура (слава богу, хоть снега не было) для Ставрополья.

Почему мы дошли до жизни такой? Ответа на этот вопрос в управлении транспорта и связи администрации Ставрополя получить не удалось. На телефонные звонки начальство не отвечало, а барышня из соседнего кабинета поведала, что никого нет: приемная закрыта на ключ.

Зато с удивительной легкостью я дозвонился до аналогичных структур Пятигорска и Невинномысска. Там такие же морозы и техника, сделанная на таких же заводах, но вся она вышла на линию. А, например, в Невинке власти пустили еще и дополнительный транспорт. Вернее, по просьбе властей выехали даже те маршруточники, у которых был выходной.

А все почему? И в Пятигорске, и в Невинномысске частные структуры давно работают по договорам с администрациями городов, которые выступают в роли заказчиков на осуществление пассажирских перевозок. Т.е. власть полностью контролирует (причем на основании краевого закона) важнейший сектор экономики.

В Ставрополе – обратная картина. Сотни водителей маршруток и коммерческих "пазиков" "приписаны" к трем посредническим фирмам, которые и слышать ничего не хотят ни о каких договорах с администрацией города – уж слишком жирные финансовые потоки идут. С ними "воевал" сначала М. Кузьмин, потом И. Тимошенко. Эта же проблема в полный рост встала перед новым главой – Дмитрием Кузьминым и его замами, кандидатуры которых, напомним, были согласованы с городской Думой на прошлой неделе.

* * *

Р.S. Вчера вечером Д. Кузьмин провел пресс-конференцию для журналистов городских и краевых СМИ. Он объяснил сбой в работе городского транспорта несколькими причинами. Первая: подвели метеорологи, выдавшие неверный прогноз погоды. Вторая: материально-техническая изношенность автопарка – из 180 муниципальных автобусов 139 находятся в нерабочем состоянии, поэтому на линию вышли 43 авто (из 65 запланированных). Но третьей и основной причиной была названа недисциплинированность водителей коммерческих автобусов и маршрутных такси, которые, "пожалев" то ли транспорт, то ли себя, не выехали на работу. "Прогульщиков" оказалось более сотни.

Такая ситуация, как подчеркнул Д. Кузьмин, возникла потому, что администрация города до сих пор не имеет договорных отношений с частными перевозчиками. Это упущение, заверил глава, будет исправлено в ближайшее время, а договоры, которые частники ранее заключили с посредническими фирмами, будут расторгнуты в судебном порядке как ничтожные.

– Мы не позволим, – сказал Д. Кузьмин, – испытывать на прочность администрацию города и терпение горожан. Массовый невыход коммерческого пассажирского транспорта на линию будет проанализирован, водителей, которые это сделали без уважительной причины, ждет наказание. Меры дисциплинарного характера приняты и в отношении руководителей управления транспорта и связи администрации.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО

ПОРАЖЕНнЫе / Газета «Ставропольская правда» / 3 декабря 2002 г.