Почему дорожают "квадраты"

Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства края за январь – сентябрь оказано услуг потребителям на сумму более 3,6 млрд. рублей. Это приблизительно на 16% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Натуральные показатели выше прошлогодних по услугам теплоснабжения и электроснабжения. На уровне 2001 г. – по услугам водоснабжения и водоотведения.

В расчете на квадратный метр жилья стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2 рубля 14 копеек, или на 16%. При этом факторами роста выступали как проводимая в отрасли реформа, так и удорожание энергоресурсов: цена на газ возросла на 38%, на электроэнергию – на 25%.

Фактическая стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на "квадрат" общей площади жилья составила в среднем по краю 15 руб. 31 коп., что на 10% выше установленного для края федерального стандарта, который учитывается при расчете федеральных трансфертов. На 2003 год предполагается увеличить данный федеральный стандарт для Ставропольского края сразу на 30% (19,3 руб.)

По сравнению с другими регионами Южного федерального округа у нас в крае тарифы не самые высокие (уступаем Ростовской обл.). В целом по стране за январь – сентябрь тарифы на услуги ЖКХ выросли на 40%, а у нас в крае – только на 14%.

Другой федеральный стандарт требует от предприятий отрасли в текущем году довести уровень тарифов для населения до 90% от затрат на производство услуг. Практически во всех городах и районах края тарифы приближены к этому стандарту. В среднем по Ставрополью они покрывают 87% от стоимости услуг. Ниже 70% уровень тарифов в Александровском, Апанасенковском, Туркменском и Советском районах.

В то же время экономически обоснованные тарифы по разным городам и районам сильно разнятся. По жилищным услугам разница между максимальным и минимальным тарифом – в три раза. По капитальному ремонту – в пять раз. По отоплению – в 1,7 раза. По услугам водоснабжения – в 3,7 раза. По услугам водоотведения – почти в 14 раз...

Для такой ситуации есть объективные причины. Например, известна высокая себестоимость услуг новопавловских очистных сооружений канализации. Но совершенно очевидно, что необходимо усиливать контроль за структурой затрат, особенно по муниципальным предприятиям, которые продолжают оставаться в некотором смысле "карманными" при местных администрациях. А процесс тарифного регулирования остается сильно политизированным.

Требуются и более глубокие преобразования в системе тарифного регулирования, которые должны пройти в рамках новой федеральной подпрограммы. Формирование тарифов, основанное на затратном принципе, не стимулирует предприятия отрасли к снижению себестоимости услуг.

Жилищные субсидии: "нищие" города и "богатые" села

Для сглаживания негативных социальных последствий роста цен на услуги ЖКХ продолжается выплата государственных жилищных субсидий низкодоходным слоям населения. В текущем году был доработан новый Порядок предоставления субсидий, позволивших расширить программу адресной поддержки.

Количество семей, пользующихся субсидиями, возросло по сравнению с январем текущего года на 15,4 тыс., или на треть, превысив 47000 человек.

За 9 месяцев из краевого бюджета на эти цели было выделено 126,3 млн. рублей. Возрос и средний размер субсидии, приходящейся на одну семью, – до 294,8 руб. на 1 октября.

В Ставрополе субсидией пользуются 5% семей. Наибольший процент – в Лермонтове (18,7%), Георгиевске (15,8%), Железноводске (10,7%) и Невинномысске (9,4%). Ниже среднекраевого уровня охват населения в Буденновске, Минеральных Водах и Ессентуках.

По районным предприятиям ЖКХ ситуация следующая. Наиболее успешно программа субсидирования населения реализуется в Курском районе, где помощью государства пользуются 16,5% семей. А также в Красногвардейском (10,4%), Георгиевском (9,7%), Благодарненском (8%), Грачевском (6,8%), Изобильненском (6,8%) районах.

В восьми районах края охват населения жилищными субсидиями крайне низкий – менее 2%, на самом последнем месте Новоалександровский район, где субсидиями пользуются только 0,7% семей. Получается, новоалександровцы самые богатые в крае?! Отнюдь.

Приведенные факты нельзя объяснить высоким уровнем жизни населения или чрезмерно низкими коммунальными тарифами. Это свидетельствует только о неумении местных руководителей организовать работу с населением. Иные сдерживающие факторы сегодня исключены. Финансирование программы впервые за последние годы ведется стабильно. К тому же впервые решена проблема погашения убытков предприятий, связанных с предоставлением субсидий населению.

Однако список чрезмерных обязательств еще не закрыт. В него по-прежнему входят многочисленные льготы.

За 9 месяцев текущего года льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользовались в крае 404 тыс. человек. Затраты предприятий отрасли составили 257,3 млн. рублей. Они остались не компенсированы в сумме 97,8 млн. рублей.

В бараки выселять не будут, но...

Характерной чертой большинства жилищно-коммунальных предприятий продолжает оставаться убыточность. При этом дотации, которые должны выделяться на покрытие разницы между ценой и стоимостью услуг, не везде выделяются в полном объеме.

В частности, проблемы с финансированием из местных бюджетов наблюдаются в Арзгирском районе, где профинансировано 75% от бюджетного задания и, разумеется, еще меньше от потребности, в Туркменском районе – 79% и в Степновском районе – 87%.

По состоянию на первое октября общая задолженность жилищно-коммунального комплекса перед кредиторами составила 3 млрд. 81 млн. руб. Просроченная кредиторская задолженность возросла по сравнению с январем 2002 года на 243 млн. рублей.

В то же время можно отметить ликвидацию задолженности государственного предприятия "Ставрополькоммунэлектро" перед акционерным обществом "Ставрополь-энерго" (25 млн. руб. в начале года и "0" теперь), что произошло на фоне продолжающегося роста долгов муниципальных "Горэлектросетей".

Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса по сравнению с началом года увеличилась на 3%. Это сравнительно небольшой рост, вызванный увеличением долгов населения (на 56 млн. руб.) и прочих потребителей: коммерческих, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Здесь может быть только один комментарий. Ситуацию сложно изменить без ужесточения мер воздействия в отношении должников. Предложения такого рода внесены в проект нового Жилищного кодекса РФ, который представлен на обсуждение депутатам Государственной Думы. Выселяться в бараки должники не будут, но отвечать имуществом в судебном порядке придется.

Для пресечения роста объемов недофинансирования бюджетных дотаций по предприятиям ЖКХ необходимо при защите бюджетов муниципальных образований в минфине края требовать от глав администраций подписания протокола о выходе на 90%-ный уровень оплаты населением стоимости услуг. Нужно заменять дотирование предприятий, которое ведется не на должном уровне, стабильным субсидированием населения.

Копейка рубль бережет

Говоря о повышении эффективности работы отрасли, оптимизации ее издержек, приходится, прежде всего, отметить необходимость более активного развития механизмов влияния самих потребителей услуг на работу предприятий отрасли. Имеется в виду создание товариществ собственников жилья. Пока в крае их только 207.

Другое важное условие – это реализация ресурсосберегающих мероприятий.

С начала текущего года стартовала новая целевая программа "Энергосбережение в Ставропольском крае", которая рассчитана на ближайшие четыре года. Она, конечно, во многом продолжает наработки прошлых лет. Что уже удалось сделать?

На предприятиях бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в текущем году внедрено 436 приборов учета тепла, 2314 водяных счетчиков, 485 газовых счетчиков и 55 – электросчетчиков.

Ведется внедрение частотно регулируемых приводов в насосном оборудовании по объектам водоснабжения. Например, "Ставрополькрайводоканал" направил на закупку современного насосного оборудования 5 млн. руб.

Предприятие "Крайтеплоэнерго" в целях повышения рентабельности заменило 4 насосных агрегата на менее мощные в котельных Минеральных Вод, Ипатово и Изобильного.

Для снижения потерь тепла в Предгорном районе выполнена полиуретановая изоляция теплотрассы (381 м).

Проведена установка автономных котлов на некоторых объектах Арзгира и Левокумского. Произведена установка индивидуальных котлов в Дивном. Перечень проделанных работ можно продолжить.

В текущем году при подготовке отрасли к зиме не были снижены высокие объемы работ по реконструкции и замене ветхих коммунальных сетей. В 1,2 раза больше заменено водопроводных и канализационных сетей, в 1,4 раза – теплосетей. Только по электросетям – спад в 2,3 раза.

Строителей "опустили" на 13 процентов

В настоящее время на территории края действует около 4 тыс. строительных организаций, что составляет 6% от общего числа хозяйствующих субъектов. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года их количество увеличилось почти на 2%. Более половины строительных компаний сработали в текущем году с прибылью – 115 млн. руб. Казалось бы, неплохие цифры, но органы статистики утверждают, что в целом в крае за отчетный период произошло падение объемов инвестиций в основной капитал на 3,9%. Эти же органы фиксируют снижение объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда (6,4 млрд. рублей), т. е. отмечается глубокий спад – аж на 13% относительно уровня октября 2001 года.

Однако у министерства ЖКХ есть большие сомнения по поводу выводов статистики. Оно, министерство, полагает, что отмечаемый спад не соответствует действительности. Аргументация следующая: в крае полным ходом ведутся восстановительные работы и строительство жилья для пострадавших от наводнения граждан, стабильно ведется финансирование и освоение средств по федеральным и краевым программам капитального строительства.

За январь-сентябрь введено в действие 3913 единиц зданий жилого и нежилого назначения объемом 1 млн. 770 тыс. м3. Из них 64% составляют здания жилого назначения. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года общий строительный объем и общая площадь зданий нежилого назначения возросли в 2,3 раза. В жилищном строительстве есть незначительный спад – на 2,6%, но обусловлен он во многом тем, что построенное на федеральные средства жилье до октября не было введено в эксплуатацию.

В 17 регионах края объемы построенного жилья превысили уровень соответствующего периода прошлого года, из них почти в четыре раза – в Новоселицком районе, более чем в 1,5 раза – в Георгиевске и Невинномысске, в 1,5 раза – в Ессентуках.

В текущем году бюджетное финансирование капитальных вложений велось ритмично, практически с начала года. Наиболее важные объекты были включены в План первоочередных действий губернатора. Всего по министерству ЖКХ, строительства и архитектуры планом предусматривалось строительство 133-х объектов социальной сферы, коммунального назначения, газификации и водоснабжения с лимитом финансирования 264 млн. рублей.

За январь-сентябрь на финансирование программы поступило 204 млн. рублей, или 78% от годового лимита. В то же время были выполнены работы стоимостью 231 млн. рублей, что на 9% больше поступивших средств.

Введен в действие учебный корпус Ставропольского государственного университета, сдана школа в ауле Тукуй-Мектеб на 689 ученических мест и учебный корпус на 275 мест в селе Новкус-Артезиан Нефтекумского района. Проведена реконструкция детского сада в поселке им. Шаумяна Георгиевского района.Сданы в эксплуатацию 8 артезианских скважин, 12 км водопроводов, система водоснабжения с. Левокумского протяженностью 1,7 км. Введены в эксплуатацию более 29 км газопроводов.

Как нас грело и поило ЖКХ / Газета «Ставропольская правда» / 3 декабря 2002 г.