Мнение о том, что в России дорог нет, а есть только направления – прочно укоренилось в нашем сознании. Совершенно очевидно и другое: основные принципы безопасности дорожного движения, определенные федеральным законом и устанавливающие приоритет жизни и здоровья граждан, практически повсеместно органами исполнительной власти игнорируются. Результат плачевный. За 10 месяцев с начала года только в краевом центре зарегистрировано 271 дорожно-транспортное происшествие. Каждое четвертое из них произошло из-за неудовлетворительного состояния дорожной сети, семь человек погибли, 72 – травмированы.

Рассказывает заместитель начальника отдела краевого управления ГАИ подполковник Евгений Чижов: – Практика подтверждает,что безопасность дорожного движения во многом зависит от организации работы дорожно-коммунальных служб в осенне-зимний период. Готовы ли они к капризам погоды? Убежден, что нет. Еще в октябре сотрудники ГАИ проверили работу дорожно-эксплуатационных участков Ставрополя. Результаты оказались неутешительными: более половины специальной техники выработали сроки эксплуатации, запасы противогололедных материалов составляют всего 40 процентов от требуемого количества, не решен вопрос о резерве ГСМ, отсутствует радиофицированная связь. Информацию мы направили в администрацию Ставрополя, однако до сих пор меры по устранению недостатков не приняты. Если в ближайшее время ситуация не изменится – следует ожидать повторения событий 25 октября прошлого года. Напомню, о чем речь. За несколько дней до того злополучного дня в городские ДЭУ поступила информация о резком ухудшении погодных условий – приближающихся снегопадах и сильном гололеде. Прогнозы синоптиков подтвердились. И тем не менее на уборку снега было направлено менее половины специальной техники, да к тому же со значительным опозданием. Движение транспорта в Ставрополе фактически было парализовано. Люди опаздывали на работу, а работники аварийно-спасательных и оперативных служб не смогли адекватно реагировать на поступавшие звонки о помощи. Нерасторопность отдельных чиновников, «забывших» об отсутствии технической соли, используемой в качестве усилителя противогололедного материала, и несвоевременное обеспечение ДЭУ-3 ГСМ только усугубило ситуацию. «Кривая» аварийности резко пошла вверх. К полудню 25 октября в краевом центре произошло 17 ДТП. Всего же за сутки было зарегистрировано 37 автоаварий! К сожалению, проблемы дорожников растут как снежный ком и из года в год повторяются. Нынешняя ситуация как две капли воды похожа на ту, что случилась год назад. Меня могут упрекнуть в излишней резкости, дескать, сильно сгущаю краски. Однако факты – вещь упрямая. По моему мнению, в том же управлении дорог Ставрополя, возглавляемом Александром Васильченко, ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения никто не несет, а работа ведется без учета первоочередных задач по устранению выявленных в ходе проверок недостатков. К примеру, на улице Мира, в районе сельхозакадемии, давно «кричит», требуя далеко не косметического ремонта, подземный переход. Администрация города, разумеется, в курсе дела, но… ссылается на отсутствие денег. Тем не менее в текущем году там же на большом участке дороги был заменен бордюрный камень. Спрашивается – зачем? Деньги – между прочим, немалые – на эти цели нашлись, а на первоочередные задачи – нет. И городская комиссия по безопасности дорожного движения не реагирует на подобные инциденты. К сожалению, ее деятельность малоэффективна, поскольку исполнение даже собственных решений никем не контролируется и, значит, не выполняется. Неудивительно, что в краевом центре до сих пор отсутствует программа по безопасности дорожного движения на ближайшие годы, как того требует федеральное законодательство. Но и это еще не все. На городские магистрали, по которым проходит общественный транспорт, до сих пор не заведены паспорта. Отсутствуют схемы дислокации дорожных знаков, дорожной разметки, пешеходных ограждений, освещения. Во многих случаях невозможно даже определить геометрические параметры улиц. Подобная неразбериха только способствует росту дорожно-транспортных происшествий, о чем мы неоднократно информировали городские власти. Сотрудники ГАИ со своей стороны принимают необходимые меры: с начала года ими составлено более 120 протоколов на различных должностных лиц, ответственных за состояние и обустройство дорог. Однако только мерами административного воздействия сложившуюся ситуацию в корне не изменить.

Солидарен с такой точкой зрения и начальник отдела дорожной инспекции УГАИ края подполковник Сергей Ионкин: – Такое положение вещей характерно для большинства городов и районов Ставропольского края, в которых дороги находятся в муниципальной собственности. В городах КМВ большинство улиц и дорог, ранее принадлежавших курортным советам, зимой, зачастую вообще не обрабатываются противогололедным материалом. К тому же до сих пор не определена их ведомственная принадлежность. В городах и райцентрах края, как это ни странно, не все из них находятся в муниципальной собственности. По этой причине они как нейтральная зона стали вообще ничейными. Градоначальники ответственность за их содержание перекладывают на министерство ЖКХ края, а оно, в свою очередь, кивает на муниципальные власти. А страдают прежде всего водители и пешеходы. Только за осенне-зимний период прошлого года в крае произошло более 300 дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовали серьезные упущения в содержании улично-дорожной сети. Между тем в законе «Об автомобильных дорогах Ставропольского края», принятом еще в 1995 году, конкретно сказано, что «при ДТП, вызванных неудовлетворительными дорожными условиями, пользователь имеет право предъявлять иск по возмещению нанесенного ущерба в установленном законодательством порядке». В нашей практике немало примеров, когда водители, попавшие в ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог, после грамотного оформления необходимых материалов выигрывали иски по аналогичным гражданским делам. В этой ситуации дорожникам ничего не оставалось делать, как возмещать причиненный ими ущерб. Что же необходимо сделать в первую очередь, чтобы уменьшить значение так называемого дорожного фактора в возникновении ДТП? Во-первых, необходимо срочно решить вопрос об обустройстве дорог техническими средствами организации дорожного движения: дорожной разметки, наружного освещения, световозвращающих элементов. Во-вторых, своевременно информировать участников дорожного движения о возможном ухудшении дорожно-климатических условий. Пока же можно констатировать: по Управлению Северо-Кавказских дорог обеспеченность ДРСУ края снегоочистительной техникой составляет в среднем 82 процента. Для ДРСУ-5 Невинномысска грядущая зима – это вообще экзамен на выживание. Как известно, после завершения реконструкции автодороги «Кавказ» с подъездом к Ставрополю и строительством обхода села Верхняя Татарка общая площадь автодорог, обслуживаемых этим ДРСУ, значительно увеличилась. Количество же специальной техники и противогололедных материалов, к сожалению, осталось на прежнем уровне. Аналогичное положение и в ДРСУ-1 поселка Иноземцево, где половина специальной техники, выработавшей сроки эксплуатации, давно подлежит списанию. Ситуация, прямо скажем, катастрофическая, если учесть, что нынешней зимой управление дополнительно будет содержать участок автодороги Кочубей –Зеленокумск – Минеральные Воды по территориям Минераловодского и Георгиевского районов. По глубокому убеждению сотрудников крайГАИ, качественные дороги – не роскошь, а необходимое условие для обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья населения.

И. ВАСИЛЬЕВ.Фото А.Цвигуна

Движение без опасности / Газета «Ставропольская правда» / 3 декабря 2002 г.