Невинномысск - центр буддизма?
...Я сидел в уютной гомпе, пил ароматный чай и разглядывал портреты буддийских лам, развешанные на стенах, а также красивые картины с буддийскими же сюжетами. Нет, не подумайте, что корреспондент "СП" попал в одну из экзотических восточных стран.
Дело происходило в самом центре Невинномысска, а гомпа (помещение для сбора буддистов и медитации ) располагалась в одной из переоборудованных квартир обычного двухэтажного дома.
Началось же все в 1998 году. Тогда семь невинномысцев создали общину с помощью единомышленников из Пятигорска (там буддийский центр действует уже много лет). Сначала арендовали различные помещения, а больше года назад купили квартиру, где собираются, читают специальную литературу, смотрят видеофильмы, медитируют. По Интернету поддерживают связь с другими общинами.
Автор этих строк живет в центре города. Летом пятачок рядом с Дворцом культуры химиков оккупируют "Свидетели Иеговы". Каждому стараются вручить яркие брошюрки, заводят душеспасительные разговоры. Не гнушаются ходить и по квартирам. В общем, и не захочешь, а ознакомишься с основами их учения. А вот о том, что в Невинке уже не первый год работает буддийский центр, я узнал случайно.
- Мы не занимаемся миссионерской деятельностью, - говорят Елена Кондрашова и Ольга Лихтинова. - Узнают о нас случайно, через знакомых, родственников. Кто-то приходит и сразу же уходит, кто-то остается. Мы считаем, что каждый волен сам выбирать себе вероисповедание. Мы рады за тех, кто нашел себя в православии или любой другой ненасильственной, мирной религии.
Буддисты говорят о себе так: "Мы привыкли жить в реальном, многополярном мире, где много истин, подходящих для многих людей. Это не раздражает и не может раздражать нас, как вообще не раздражает реальность".
Конечно, в двух словах о буддизме не расскажешь. Ведь это мировая религия, возникшая за 500 лет до христианства. Невинномысский центр относится к одной из тибетских школ, попавшей в Россию с калмыцкими и бурятскими племенами еще в середине XIII века. Кстати, невинномысцы не раз бывали в Элисте, даже помогали там строить культовое сооружение - Ступу Просветления (в ней находится молитвенный барабан с 500 миллионами мантр). Так вот, по мнению членов невинномысской общины, в Калмыкии - буддийской республике - как это ни странно, буддизм знают очень поверхностно. И религиозные обряды исполняют скорее как дань традиции.
Невинномысские буддисты - люди разных возрастов (от 18 до 65 лет) и профессий. Елена, к примеру, работает телефонисткой в пожарной части, Ольга - энергетик. Как они сами признались, многие их знакомые и по сей день относятся с недоверием к их выбору.
В центр не раз заглядывали иностранцы-буддисты, знакомящиеся со своими российскими единомышленниками. Были здесь немцы, поляки, датчане. Да и сами невинномысцы ездили на Алтай, в Сибирь, в Германию, где общались с тамошними единоверцами. Кстати, на Западе сегодня это течение модно, особенно среди знаменитостей, таких, как Ричард Гир, Стивен Сигал...
Один из высших "иерархов"- лама Оле Нидал. Последние 30 лет этот датчанин провел в дороге, совершая ежегодные круго-светные путешествия. Оле и его жена Ханна несколько лет жили в Гималаях, изучали и применяли на практике учение Будды. А в 1972 году вернулись в Европу и занялись основанием буддийских центров по миру.
При слове "лама" память выдает образ монаха в экзотических одеждах, отшельника, отгородившегося от мира. Но Оле Нидал не монах. Да и затворником его никак не назовешь. Мексика, США, Сальвадор, Канада, Германия, Австрия, Португалия, Дания, Швейцария, Польша - в этих странах Оле Нидал успел побывать только за два месяца. Ну а одно из его увлечений - езда на мотобайках. Разогнаться на прямой дороге до 200 км/ч для него настоящее удовольствие. В сентябре этого года Оле Нидал заехал на один день в Невинномысск. Здесь встретился с единомышленниками, а также с горожанами в одном из кинотеатров, прочитал небольшую лекцию, ответил на вопросы. И поехал дальше...
Вместо послесловия
А как сами невинномысцы относятся к тому, что в их городе работает буддийский центр? Вот два весьма характерных мнения:
Дмитрий Лысанев, компьютерщик:
Мне все равно, есть ли в нашем городе буддисты, нет ли их. В то же время я их не осуждаю и вообще не хочу о них судить. У каждого свои заморочки, каждый сходит с ума по-своему.
Анна Бычковская, торговый работник:
Я не против любых религий, лишь бы за ними не скрывались какие-нибудь тоталитарные секты. И против буддизма как такового я ничего не имею. Но мне кажется, что у нас подобные экзотические верования не приживутся, чужды все-таки они нам. Россия в основе своей христианская страна, вся русская культура построена на христианских традициях. Это мое личное мнение, но я уверена, что его разделяет большинство моих земляков.
29 ноября 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
