Невинномысск - центр буддизма?
...Я сидел в уютной гомпе, пил ароматный чай и разглядывал портреты буддийских лам, развешанные на стенах, а также красивые картины с буддийскими же сюжетами. Нет, не подумайте, что корреспондент "СП" попал в одну из экзотических восточных стран.
Дело происходило в самом центре Невинномысска, а гомпа (помещение для сбора буддистов и медитации ) располагалась в одной из переоборудованных квартир обычного двухэтажного дома.
Началось же все в 1998 году. Тогда семь невинномысцев создали общину с помощью единомышленников из Пятигорска (там буддийский центр действует уже много лет). Сначала арендовали различные помещения, а больше года назад купили квартиру, где собираются, читают специальную литературу, смотрят видеофильмы, медитируют. По Интернету поддерживают связь с другими общинами.
Автор этих строк живет в центре города. Летом пятачок рядом с Дворцом культуры химиков оккупируют "Свидетели Иеговы". Каждому стараются вручить яркие брошюрки, заводят душеспасительные разговоры. Не гнушаются ходить и по квартирам. В общем, и не захочешь, а ознакомишься с основами их учения. А вот о том, что в Невинке уже не первый год работает буддийский центр, я узнал случайно.
- Мы не занимаемся миссионерской деятельностью, - говорят Елена Кондрашова и Ольга Лихтинова. - Узнают о нас случайно, через знакомых, родственников. Кто-то приходит и сразу же уходит, кто-то остается. Мы считаем, что каждый волен сам выбирать себе вероисповедание. Мы рады за тех, кто нашел себя в православии или любой другой ненасильственной, мирной религии.
Буддисты говорят о себе так: "Мы привыкли жить в реальном, многополярном мире, где много истин, подходящих для многих людей. Это не раздражает и не может раздражать нас, как вообще не раздражает реальность".
Конечно, в двух словах о буддизме не расскажешь. Ведь это мировая религия, возникшая за 500 лет до христианства. Невинномысский центр относится к одной из тибетских школ, попавшей в Россию с калмыцкими и бурятскими племенами еще в середине XIII века. Кстати, невинномысцы не раз бывали в Элисте, даже помогали там строить культовое сооружение - Ступу Просветления (в ней находится молитвенный барабан с 500 миллионами мантр). Так вот, по мнению членов невинномысской общины, в Калмыкии - буддийской республике - как это ни странно, буддизм знают очень поверхностно. И религиозные обряды исполняют скорее как дань традиции.
Невинномысские буддисты - люди разных возрастов (от 18 до 65 лет) и профессий. Елена, к примеру, работает телефонисткой в пожарной части, Ольга - энергетик. Как они сами признались, многие их знакомые и по сей день относятся с недоверием к их выбору.
В центр не раз заглядывали иностранцы-буддисты, знакомящиеся со своими российскими единомышленниками. Были здесь немцы, поляки, датчане. Да и сами невинномысцы ездили на Алтай, в Сибирь, в Германию, где общались с тамошними единоверцами. Кстати, на Западе сегодня это течение модно, особенно среди знаменитостей, таких, как Ричард Гир, Стивен Сигал...
Один из высших "иерархов"- лама Оле Нидал. Последние 30 лет этот датчанин провел в дороге, совершая ежегодные круго-светные путешествия. Оле и его жена Ханна несколько лет жили в Гималаях, изучали и применяли на практике учение Будды. А в 1972 году вернулись в Европу и занялись основанием буддийских центров по миру.
При слове "лама" память выдает образ монаха в экзотических одеждах, отшельника, отгородившегося от мира. Но Оле Нидал не монах. Да и затворником его никак не назовешь. Мексика, США, Сальвадор, Канада, Германия, Австрия, Португалия, Дания, Швейцария, Польша - в этих странах Оле Нидал успел побывать только за два месяца. Ну а одно из его увлечений - езда на мотобайках. Разогнаться на прямой дороге до 200 км/ч для него настоящее удовольствие. В сентябре этого года Оле Нидал заехал на один день в Невинномысск. Здесь встретился с единомышленниками, а также с горожанами в одном из кинотеатров, прочитал небольшую лекцию, ответил на вопросы. И поехал дальше...
Вместо послесловия
А как сами невинномысцы относятся к тому, что в их городе работает буддийский центр? Вот два весьма характерных мнения:
Дмитрий Лысанев, компьютерщик:
Мне все равно, есть ли в нашем городе буддисты, нет ли их. В то же время я их не осуждаю и вообще не хочу о них судить. У каждого свои заморочки, каждый сходит с ума по-своему.
Анна Бычковская, торговый работник:
Я не против любых религий, лишь бы за ними не скрывались какие-нибудь тоталитарные секты. И против буддизма как такового я ничего не имею. Но мне кажется, что у нас подобные экзотические верования не приживутся, чужды все-таки они нам. Россия в основе своей христианская страна, вся русская культура построена на христианских традициях. Это мое личное мнение, но я уверена, что его разделяет большинство моих земляков.
29 ноября 2002 года