Полная чаша счастья
Завтра - День матери в России
Хорошо, когда дом полная чаша, когда папа, мама и я - счастливая семья, когда бабушки и дедушки рядом и в любую минуту готовы помочь, когда... Только не всегда так бывает. Не редкость в наше время женщины, в одиночку воспитывающие детей. Они и отец, и мать, и бабушки - все в одном лице. И порою смотреть на таких мам больно. Вся жизнь - борьба за счастье семьи.
Идя на встречу я знала, что моей еще незнакомой визави всего пришлось хлебнуть из такой вот чаши...
- Девушка, мне бы Ольгу Анатольевну, - обращаюсь к молодой медсестричке в третьей горбольнице Ставрополя.
- А это я и есть, - отвечает она, отрываясь от бумаг.
- Вы?.. Фитьмова?..
Вот эта ясноглазая, изящная в белом халатике и совсем "несолидная" и есть доктор? Врач высшей категории и глава семейства, в одиночку воспитывающая трех дочерей?
Видя мое замешательство, женщина смеется.
- Меня часто за медсестру принимают...
Oльга заражает своей живостью: в уголках ее губ то и дело возникает улыбка. Как-то не вяжется весь ее облик с типичным таким образом мамочки, уставшей тянуть на себе семейный воз. И когда глядишь на нее, почему-то сама собой рождается уверенность, что она безусловно человек счастливый. Ну глаза у нее такие...
А вот оно, ее счастье, точнее три симпатичных счастьица - Анна, Мария и Полина.
...Три близняшки, хотя друг на друга непохожи, почти одномоментно появились на свет. Врачи, правда, прочили двойню, да и вообще не гарантировали благополучного исхода родов. Действительно, обстоятельства были неблагоприятные: беременность протекала тяжело, а тут еще малышам взбрело в голову появиться на свет раньше срока - в неполные семь месяцев. Но...
Но Ольге повезло, ее любимая медицина, как она выражается, сработала четко. И до сей поры она безмерно благодарна за это врачам из городской "четверки" - Наталье Лопуховой и Нине Соломатниковой. Это они ангелы-хранители девчушек, появившихся на свет совсем крошечными, килограммовыми. И до сей поры, встречая семейство, медики их узнают: "А это та Полина, которая семь раз умирала и вновь возрождалась"...
Но родить, как говорится, полдела... А потом началось самое интересное - пеленки и распашонки и другие радости ползунковой жизни. Теперь уже с улыбкой Ольга вспоминает, как Анюта с Полинкой заболевали непременно дуэтом, а потом к ним присоединялась Маша, и дом превращался в лазарет. Легко ли было? Вопрос риторический. И вообще - жаловаться на судьбу Ольга не привыкла.
Ее послушать, всегда ей везло: и с коллегами, и с пациентами, и вообще с людьми. Ее малышек нянчили и друзья, и ставшие добрыми знакомыми больные. И как-то так вроде бы само собой получилось, что девчонки, при том, что воспитывала их одна мать, оканчивают общеобразовательную школу уже оставив за плечами две других - гимнастическую и музыкальную. А куда деваться при такой маме? Она сама показывала им пример. Всегда подтянутая, веселая, успевала учиться и осваивать новые технологии в лечении неврологических заболеваний, участвовать в научно-практических конференциях и делиться опытом с молодыми специалистами. А помимо прочего еще находить время для своего любимого шитья, для которого, считает, обязательно нужно вдохновение.
Пыталась спрашивать Ольгу о самых трудных моментах ее жизни, таких, когда руки опускаются. Что помогало ей в эти минуты. А ей вспоминались, напротив, радостные и курьезные случаи. Как Анюта с детства стала семейным дипломатом и домашним психологом. И если возникало напряжения, мама сердилась, девочка подходила к ней и как бы между прочим заводила разговоры на отвлеченные темы. Как этим летом дети были безумно счастливы, впервые увидев красоты Абхазии. Как здорово вместе смотреть обожаемые всей семьей захаровские фильмы и читать вслух Шендеровича и Окуджаву... Или как светло на душе, когда дочери собираются у пианино и разбирают ноты понравившейся маме мелодии.
Ну прямо-таки какая-то идиллическая картина! А как же конфликт родителей и детей и выкрутасы подросткового периода?
- Боже упаси, - говорит Ольга. - Может, потому что мы очень многое вместе обсуждали, и у нас нет закрытых тем. Кроме того мы же вместе строили нашу жизнь. С детства они во всем принимали участие и с раннего возраста стали моими советчиками. Так что девчонки всегда боятся огорчить меня.
Наверное, отсюда и исходит такая мощная жизненная энергия, свойственная некоторым женщинам. Когда и выглядит на пять с плюсом, и дома, и на работе все прекрасно.
- А что было бы, - сказала Ольга,- если бы я все время сидела плакала и жаловалась, что мне тяжело? Нет, считаю, что выход всегда есть. Главное сесть и озадачиться, а решение придет.
* * *
Считается, дети не бывают счастливы в своем будущем, если живут с несчастной матерью. У трех близняшек с этим, думаю, все в порядке. Ведь с мамой им просто повезло. Она, как говорится, полный о’кей!
23 ноября 2002 года