На фоне памятных всем октябрьских дебатов вчерашнее заседание Госдумы края прошло, можно сказать, практически в мирной обстановке. Хотя отголоски тех событий все же дали о себе знать. Но об этом чуть позже.

Безусловно, главным вопросом повестки дня стал отчет правительства края о ходе исполнения краевого бюджета за 9 месяцев этого года. Напомню, что соответствующую информацию депутаты ждали еще в октябре, и это было связано в том числе с собственными обязательствами правительства представить ее для того, чтобы решить вопрос о финансировании целого ряда статей, приостановленном из-за того, что летом деньги срочно пришлось перебрасывать на ликвидацию последствий наводнения. И разумеется, что долгожданный отчет депутаты анализировали с особым пристрастием.

По данным минфина края, за 9 месяцев в бюджет поступило 8713,6 млн. рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступление собственных доходов увеличилось на 1142,2 млн. рублей. 4229 млн. составила федеральная помощь (ее удельный вес 48,5 процента). Выполнение контрольных назначений достигнуто по большинству налогов. Не обеспечено в то же время выполнение планов по налогу с физических лиц, единому налогу на вмененный доход. Минфин связывает это с ситуацией на зерновом рынке и невозможностью реализовать зерно по подходящим ценам. 36 процентов всех расходов бюджета пришлись на финансирование социально-культурной сферы (социалка получила 91 процент положенных средств). Однако далеко не по всем отраслям цифры могут сравниться с этим показателем. Например, по отрасли "сельское хозяйство" исполнение бюджета составило 86 процентов к плану отчетного периода. Что тут же вызвало горячую реакцию депутата аграрного комитета А. Шиянова, в частности, по поводу финансирования программ по развитию животноводства. Такой подход приводит к полному краху отрасли, считает народный избранник.

Впрочем, минфин твердо заверил депутатов в том, что до конца года все обязательства перед селянами бюджет выполнит. Еще один вопрос, который волнует Госдуму, – это возможный профицит, будет он или нет? По данным минфина, вроде бы он возможен. Но несмотря на просьбу председателя ГДСК Ю. Гонтаря назвать приблизительную цифру, она так и не прозвучала. Помимо возросшего внутреннего долга края, который составляет 1 миллиард 900 миллионов рублей, есть проблемы с некоторыми налоговыми платежами и т. д. Судя по всему, дополнительные доходы, а значит, финансирование целого ряда объектов, которое в соответствии со статьей 50 основного финансового документа края должно было производиться при наличии профицита, пока под вопросом. Тем не менее депутаты намерены вернуться к списку этих объектов дополнительно в декабре. Несмотря на довольно мирный тон обсуждения, народные избранники не преминули напомнить правительству еще раз о необходимости соблюдения дисциплины в предоставлении всех документов в Думу.

Депутаты рассмотрели также еще целый ряд законов экономического профиля. Первый из них – о транспортном налоге. Согласно закону, ставки налоговых платежей с нового года будут увеличены для легковых автомобилей в полтора раза, а для остальных видов транспорта в 1,2 раза. Необходимость подобных изменений возникла, как выяснилось из комментария председателя бюджетного комитета А. Яшкунова, из-за того, что при принятии федерального закона была отменена существовавшая практика, когда бремя транспортного налога в основном ложилось на юридические лица. Конечно, заметил А. Яшкунов, многие отечественные гиганты типа "ЛУКОЙЛа" получили миллионную экономию средств. Зато вся нагрузка теперь легла на плечи граждан, далеко не богатых. Таким образом, субъекты Федерации оказались перед необходимостью выбирать между повышением налоговых ставок и сохранением дорожного фонда.

Серьезные претензии у краевых депутатов к российским властям возникли и в связи с принятием закона "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Ставропольского края". Приняв одной рукой ряд документов, которые призваны стимулировать малый и средний бизнес, Москва другой рукой толкает к увеличению единого налога, что, как считают депутаты, вынуждает предпринимателей уходить от цивилизованной торговли и искать пути от ухода от налога. Впрочем, пострадает не только бизнес, но и интересы простых граждан, на защиту которых весьма эмоционально встал Е. Письменный. По его словам, налог ударит и по предприятиям общественного питания, в том числе по немногочисленным рабочим столовым. В этой связи депутаты приняли решение поддержать законодательную инициативу своих коллег из Кемеровской области. Те обратились в Госдуму РФ с просьбой приостановить действие данной нормы на один год, пока не будут разработаны соответствующие корректирующие коэффициенты к закону на российском уровне. В случае необходимости для отстаивания интересов края в Госдуму РФ депутаты готовы послать председателя бюджетного комитета А. Яшкунова.

Еще один крайне важный для ГДСК закон – о государственной поддержке инвестиционной деятельности. Как заверил после его принятия Ю. Гонтарь, это реально работающий документ, который уже в следующем году, по ожиданиям депутатов, должен принести результаты в виде роста инвестиционной активности на Ставрополье. В развитие инвестиционной темы народные избранники приняли в первом чтении также законопроект "Об инвестиционном налоговом кредите".

Непредвиденные "позиционные бои" между исполнительной и законодательной властью края принесло обсуждение другого вопроса. Не так давно Дума приняла закон об ответственности должностных лиц за несоблюдение и неисполнение законов Ставропольского края. Для депутатов это знаковый документ, который, как они рассчитывали, должен стать важным шагом в соблюдении системы взаимоотношений с исполнительной властью. Однако документ не подписал А. Черногоров. Как стало ясно из комментария правового управления губернатора, в законе слишком много противоречий, нестыковок с федеральными и краевыми нормативными актами, из-за чего он просто не сможет работать. Для депутатов такое заявление вылилось в ушат холодной воды. Почему же эти аргументы не были изложены правительственной стороной в ходе работы над законом и всплыли только сейчас, задал вопрос Ю. Гонтарь. Председателя ГДСК поддержали и другие народные избранники: все это больше похоже не на конструктивную работу над нужным всем документом, а на какую-то игру. И. Богачев обратил внимание на то, что законодательные инициативы Думы вызывают болезненную реакцию исполнительной власти и желание, по словам Ю. Гонтаря, дать депутатам щелчок по носу. Признав, что закон необходим и должен быть реально действующим, народные избранники не поддержали предложение правового управления правительства создать согласительную комиссию и вернуться к проекту закона. Депутаты проявили характер и преодолели вето губернатора. Спорные моменты закона после доработки согласительной комиссией будут приняты в форме поправок.

Думцы рассмотрели также ряд других вопросов. В их числе в первом чтении приняли закон о внесении изменений и дополнений в нашумевший документ о мерах по пресечению незаконной миграции. На заседании принято также обращение к федеральным органам власти по поводу отмены статьи 22 закона о социальном развитии села, предусматривающей 25-процентную надбавку к зарплате работникам сельской бюджетной сферы. Если протесты регионов не будут услышаны и статью отстоять не удастся, депутаты предлагают правительству увеличить этой категории зарплату со следующего года на 25 процентов.

Елена РЫБАЛКО