06:00, 14 ноября 2002 года

Экспертов судят за... некомпетентность

Письма, приходящие в "СП" от жителей Ставрополя и других городов края, свидетельствуют о том, что между населением, местными властями и застройщиками зачастую возникают напряженные отношения. Они вызваны "протестной" настроенностью людей, убедившихся в том, что новое строительство в непосредственной близости от старых домов несет последним различного рода угрозы: появляются трещины в стенах, менее прочным становятся фундаменты, активизируются оползневые явления и так далее. Об этих бедах наша газета писала неоднократно. Однако ведь и новое строительство нельзя останавливать...

Свое видение ситуации и свои выводы по этому поводу сегодня предлагает заведующий кафедрой городского строительства и экспертизы недвижимости СевКавГТУ, профессор, доктор наук, член Международной ассоциации инженеров-геологов Б. ГАЛАЙ.

Действительно, ситуация, о которой идет речь, не улучшается, а обостряется. Затраты на исправление аварийных ситуаций, ремонт и восстановление жилых домов и общественных зданий, по некоторым данным, достигли 20-25 процентов бюджета края, а социальная напряженность возросла до такой степени, что тема аварийности домов вышла на первые страницы ставропольских газет. Жильцов приватизированных квартир и частных домов можно понять: для многих дом или квартира - единственное достояние, которое они имеют.

Наши дома удивительно быстро "старятся". В богатой Москве под снос идут пятиэтажки, "хрущобы" и повыше. В центре Ростова я недавно видел, как строительная фирма "Южная столица" сносит 2-3-этажные дома. У нас же из-за дефицита градостроительной площади пока лепят дом к дому. При этом и возникают проблемы, которые не в состоянии решить главы местных администраций, так как они связаны с вопросом: кто, в частности, в крае отвечает за качество, надежность и долговечность проектируемого и существующего жилья?

В 1998 году Госдумой РФ был принят Градостроительный кодекс (ГСК) России - основной документ, регламентирующий отношения всех участников строительного процесса, включая государство, местные органы власти, заказчиков, проектировщиков, подрядчиков и население в области строительства. ГСК можно назвать конституцией в строительстве, и очень жаль, что его редко используют в обыденной жизни. Простые граждане там найдут очень важную информацию об обязанности власти перед народом.

Следует отметить также, что эта область деятельности страшно занормирована строительными нормами, ГОСТами, инструкциями, положениями и т. п. Проектирование и строительство новых зданий учитывает все природные, в том числе стихийные воздействия (землетрясения, паводки, ветровые нагрузки и другие факторы). Казалось бы, при таком контроле ошибок в строительстве не должно быть. Тем не менее они могут случиться на любом этапе строительного процесса, который включает изыскания, проектирование, экспертизу, строительство, эксплуатацию здания.

Мой 30-летний опыт эксперта и "коллекционера" аварийных ситуаций на Северном Кавказе показывает, что основные и наиболее тяжелые деформации зданий связаны с ошибками изыскателей, проектировщиков и экспертизы проектно-изыскательских материалов. Строители выполняют свою работу под двойным и даже тройным контролем: технического надзора заказчика, инспекции Госархстройнадзора и авторского надзора проектировщиков. Их часто обвиняют в аварийных ситуациях, но я практически не припомню случая их грубого отступления от утвержденного проекта.

От имени государства качество строительства в крае контролирует "строительный тре-угольник": лицензионный центр, вневедомственная экспертиза и архитектурно-строительный надзор. Самым важным его углом (или звеном) является вневедомственная экспертиза при правительстве края, которая обязана соблюдать строительные нормы, гарантировать от лица государства надежность и долговечность нашего жилья и не создавать социальную напряженность в обществе. Однако она не всегда выполняет эти функции.

При строительстве нового жилого дома по ул. Морозова в центре Ставрополя появились трещины в двух соседних 5-этажных 100-квартирных домах. В соответствии с Градостроительным кодексом (статья 18) жильцы провели независимую и судебно-строительную экспертизы. Обе экспертизы вскрыли ошибки краевой вневедомственной экспертизы, и суд принял иск жильцов к рассмотрению, направив проект в Главгосэкспертизу России...

В стране, по-видимому, впервые создан прецедент такого рода: краевую экспертизу судят за незнание строительных норм и правил, за утверждение проекта, опасного для соседних зданий, и за создание социальной напряженности в отношениях между жильцами и местной властью (более двухсот жильцов подписали жалобу президенту В. Путину и его полномочному представителю в ЮФО В. Казанцеву, обвиняя местную власть в преступной халатности).

В данном случае экспертиза была обязана потребовать от проектно-изыскательской организации и заказчика выяснить причину деформаций домов, дать прогноз развития деформаций и выполнить необходимые противодеформационные мероприятия. Ничего этого наша экспертиза не делает и не может делать по той простой причине, что у нее нет соответствующих специалистов.

С жильцов пострадавших домов Главгосэкспертиза за свою работу (пока без выезда на место) запросила 60 тысяч рублей и одновременно попросила дать заключение местной комиссии о деформациях домов. Несмотря на просьбы депутатов, городские и краевые чиновники больше двух месяцев тянут с созданием такой комиссии, хотя по Положению, утвержденному Госстроем РФ, она должна быть создана в течение трех дней. Дошло до того, что в краевом центре с пострадавших жильцов требуют оплаты даже те службы, которые обязаны разобраться в аварийной ситуации, помочь Главгосэкспертизе и судье. А тут... федеральный судья Т. Гаппоева лично осматривала трещины в домах, выслушала жильцов, проектировщиков и независимых экспертов. Сейчас жильцы вязальными спицами измеряют глубину трещин в стенах и собирают деньги на московскую экспертизу...

Мне непонятно, почему за чужие ошибки должны платить жильцы пострадавших домов, а не те, кто от лица государства гарантировал надежное строительство и сохранность окружающих домов...

Что же делать?

Я давно и настойчиво рекомендую восстановить работу экспертно-консультативного совета по строительству при губернаторе края, выяснять подлинные, а не надуманные причины ЧП, выполнять требования Градостроительного кодекса России в части информирования населения о предстоящем строительстве. Сейчас даже депутаты Ставропольской городской Думы не могут добиться от администрации, что и где будет строиться.

Повышение качества строительства в крае невозможно без усиления роли не только экспертизы, но и науки. В решении назревших проблем строительного и коммунального комплекса вузовский и научный потенциал края пока в полной мере не используется властью. Я не видел ученых в составе паводковой комиссии, которую возглавлял бывший председатель Госстроя, ученых не привлекают для анализа аварийных ситуаций, их оценка и рекомендации, в отличие от прошлых времен, попросту игнорируются.

«Экспертов судят за... некомпетентность»
Газета «Ставропольская правда»
14 ноября 2002 года