Русский джип - "Победа"
Житель Невинномысска Сергей Мамонтов всю жизнь мечтал ездить на каком-нибудь необычном, раритетном автомобиле. И вот недавно его мечта осуществилась: в 1999 году он купил старенькую "Победу".
Хотя машина и была на ходу, зрелище из себя представляла жалкое. Пришлось Сергею буквально по винтикам ее разбирать, а потом заново собирать. Заменил крылья, отреставрировал двери, замки. Старую краску до металла ободрал, загрунтовал кузов и опять покрасил. Причем в "родной" цвет - серо-белый. Зато сегодня выглядит ретромобиль как новенький. Снаружи его не отличишь от тех "Побед", что бегали когда-то по дорогам страны. Отреставрированная "Победа" уже успела побывать на выставках автораритетов, в том числе и тех, что устраивала минувшим летом наша газета.
Кстати, у Сергея Мамонтова немало журналов, статей об истории "Победы". Этот автомобиль без преувеличения можно назвать легендарным. Сегодня наш автопром плетется в хвосте мировой автомоды. А когда-то ведущие фирмы не брезговали украсть у нас идеи и на их основе создать свои машины. Так, в 1947 году английская фирма Standard не удержалась и попросту скопировала ту же "Победу", создав лимузин Standard Vanguard.
Впрочем, во время Великой Отечественной войны о будущем международном признании "Победы" мало кто задумывался.
Да-да, работа над первым советским автомобилем с несущим кузовом началась на Горьковском автозаводе им. Молотова в войну, сразу после победы под Сталинградом. Даже после бомбежки завода в 1943 году разработка новой легковой машины не прерывалась. А первый ее прототип был готов 6 ноября 1944 года.
Интересно, что генералиссимусу Сталину новое авто не понравилось. То переднее крыло прогнуто, то много горючего съедает, то кузов непрочен. Сердились и генералы: их папахи упирались в потолок над задними сиденьями. Постепенно недоделки устранялись. Кстати, назвать машину "Победой" предложил директор Горьковского завода Лоскутов. На что Сталин, все еще недовольный, якобы ответил: "Невелика победа, но пусть будет "Победа".
Машина стала символом эпохи. В ней было немало революционных для того времени нововведений. Так, в модели 1955 года впервые был установлен радиоприемник. Также впервые именно на "Победе" появились электрический стеклоочиститель, печка, плафон освещения салона. Отличием машины стал и звуковой сигнал двух видов: высокого и низкого тонов.
...Мы с Сергеем Мамонтовым сидим в салоне "Победы". Он напоминает уютную гостиную с большим и добротным диваном. Внутри машины все оригинальные детали сохранить Сергею не удалось: трудно доставать запчасти и предметы интерьера к машине, выпуск которой прекращен более 40 лет назад. Тем не менее на панели приборов все "родное": спидометр, часы, датчики масла, воды, бензина. А вот обивка салона уже современная. Руль - от "Волги" 21-й модели.
В поисках запчастей (а нужно было найти крылья, подфарники, десятки мелких деталей) Сергей подружился со многими владельцами "Побед", живущими в Невинке. Это в основном пожилые люди. И машины у них в аховом состоянии. Но расстаются с ними владельцы очень неохотно, буквально от сердца отрывают, когда все же приходится продавать "старушек". Ведь для кого-то ржавая "Победа" - это просто старый рыдван, а для хозяина авто- целая жизнь.
-"Победа" - машина для души, - говорит Сергей Мамонтов. - Я на ней только в особо торжественных случаях выезжаю. А так ежедневно "Москвичом" пользуюсь.
Вы можете спросить, почему в заголовке этого материала "Победа" названа джипом? Мало кто знает, что во время освоения целинных и залежных земель был создан комфортабельный внедорожник М72 на базе "Победы". Аналогов ему в то время не было даже за границей. М72 стал первым в мире полноприводным легковым автомобилем с несущим кузовом. Нововведений в русском "джипе" была масса, и все они позволили целинной "Победе" легко преодолевать любое бездорожье.
Но и это еще не все. Оказывается, "Победа", вернее, сделанные на ее основе аэросани "Север", покорили и Заполярье. В середине 50-х годов прошлого века началась разработка четырехлыжных аэросаней, которые должны были перевозить на Крайнем Севере и в Сибири почту по снежной целине глубиной до трех метров (!). В качестве корпуса саней был использован кузов "Победы". Интересно, что разрабатывало конструкции саней не предприятие автопрома, а вертолетостроительное КБ Николая Камова. Что и неудивительно: ведь на сани устанавливали авиамотор мощностью 260 л.с. со стальным винтом. Всего было выпушено 100 аэросаней "Север": они развозили почту на бескрайних северных просторах.
Вот такая она - "Победа". Успела побегать и по асфальту городских проспектов ( кстати, всего было выпущено 37492 такси на основе "Победы"). Поработала на славу при освоении целины. Забралась, обзаведясь авиамотором, на Крайний Север, к белым медведям. В общем, подобную машину-труженицу еще поискать. Всего за 12 с половиной лет было произведено 235999 "Побед". Одна из них и по сей день ездит по улицам Невинномысска. А если вы где-нибудь в своем городе или на трассе увидите старушку-"Победу", поприветствуйте ее сигналом. Она это заслужила.
12 ноября 2002 года