Русский джип - "Победа"
Житель Невинномысска Сергей Мамонтов всю жизнь мечтал ездить на каком-нибудь необычном, раритетном автомобиле. И вот недавно его мечта осуществилась: в 1999 году он купил старенькую "Победу".
Хотя машина и была на ходу, зрелище из себя представляла жалкое. Пришлось Сергею буквально по винтикам ее разбирать, а потом заново собирать. Заменил крылья, отреставрировал двери, замки. Старую краску до металла ободрал, загрунтовал кузов и опять покрасил. Причем в "родной" цвет - серо-белый. Зато сегодня выглядит ретромобиль как новенький. Снаружи его не отличишь от тех "Побед", что бегали когда-то по дорогам страны. Отреставрированная "Победа" уже успела побывать на выставках автораритетов, в том числе и тех, что устраивала минувшим летом наша газета.
Кстати, у Сергея Мамонтова немало журналов, статей об истории "Победы". Этот автомобиль без преувеличения можно назвать легендарным. Сегодня наш автопром плетется в хвосте мировой автомоды. А когда-то ведущие фирмы не брезговали украсть у нас идеи и на их основе создать свои машины. Так, в 1947 году английская фирма Standard не удержалась и попросту скопировала ту же "Победу", создав лимузин Standard Vanguard.
Впрочем, во время Великой Отечественной войны о будущем международном признании "Победы" мало кто задумывался.
Да-да, работа над первым советским автомобилем с несущим кузовом началась на Горьковском автозаводе им. Молотова в войну, сразу после победы под Сталинградом. Даже после бомбежки завода в 1943 году разработка новой легковой машины не прерывалась. А первый ее прототип был готов 6 ноября 1944 года.
Интересно, что генералиссимусу Сталину новое авто не понравилось. То переднее крыло прогнуто, то много горючего съедает, то кузов непрочен. Сердились и генералы: их папахи упирались в потолок над задними сиденьями. Постепенно недоделки устранялись. Кстати, назвать машину "Победой" предложил директор Горьковского завода Лоскутов. На что Сталин, все еще недовольный, якобы ответил: "Невелика победа, но пусть будет "Победа".
Машина стала символом эпохи. В ней было немало революционных для того времени нововведений. Так, в модели 1955 года впервые был установлен радиоприемник. Также впервые именно на "Победе" появились электрический стеклоочиститель, печка, плафон освещения салона. Отличием машины стал и звуковой сигнал двух видов: высокого и низкого тонов.
...Мы с Сергеем Мамонтовым сидим в салоне "Победы". Он напоминает уютную гостиную с большим и добротным диваном. Внутри машины все оригинальные детали сохранить Сергею не удалось: трудно доставать запчасти и предметы интерьера к машине, выпуск которой прекращен более 40 лет назад. Тем не менее на панели приборов все "родное": спидометр, часы, датчики масла, воды, бензина. А вот обивка салона уже современная. Руль - от "Волги" 21-й модели.
В поисках запчастей (а нужно было найти крылья, подфарники, десятки мелких деталей) Сергей подружился со многими владельцами "Побед", живущими в Невинке. Это в основном пожилые люди. И машины у них в аховом состоянии. Но расстаются с ними владельцы очень неохотно, буквально от сердца отрывают, когда все же приходится продавать "старушек". Ведь для кого-то ржавая "Победа" - это просто старый рыдван, а для хозяина авто- целая жизнь.
-"Победа" - машина для души, - говорит Сергей Мамонтов. - Я на ней только в особо торжественных случаях выезжаю. А так ежедневно "Москвичом" пользуюсь.
Вы можете спросить, почему в заголовке этого материала "Победа" названа джипом? Мало кто знает, что во время освоения целинных и залежных земель был создан комфортабельный внедорожник М72 на базе "Победы". Аналогов ему в то время не было даже за границей. М72 стал первым в мире полноприводным легковым автомобилем с несущим кузовом. Нововведений в русском "джипе" была масса, и все они позволили целинной "Победе" легко преодолевать любое бездорожье.
Но и это еще не все. Оказывается, "Победа", вернее, сделанные на ее основе аэросани "Север", покорили и Заполярье. В середине 50-х годов прошлого века началась разработка четырехлыжных аэросаней, которые должны были перевозить на Крайнем Севере и в Сибири почту по снежной целине глубиной до трех метров (!). В качестве корпуса саней был использован кузов "Победы". Интересно, что разрабатывало конструкции саней не предприятие автопрома, а вертолетостроительное КБ Николая Камова. Что и неудивительно: ведь на сани устанавливали авиамотор мощностью 260 л.с. со стальным винтом. Всего было выпушено 100 аэросаней "Север": они развозили почту на бескрайних северных просторах.
Вот такая она - "Победа". Успела побегать и по асфальту городских проспектов ( кстати, всего было выпущено 37492 такси на основе "Победы"). Поработала на славу при освоении целины. Забралась, обзаведясь авиамотором, на Крайний Север, к белым медведям. В общем, подобную машину-труженицу еще поискать. Всего за 12 с половиной лет было произведено 235999 "Побед". Одна из них и по сей день ездит по улицам Невинномысска. А если вы где-нибудь в своем городе или на трассе увидите старушку-"Победу", поприветствуйте ее сигналом. Она это заслужила.
12 ноября 2002 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
