В правительстве края проанализирована работа с письмами и обращениями граждан за девять месяцев этого года. Всего их в адрес губернатора и ПСК поступило более 10 тыс., в том числе 2208 раз ставропольцы звонили на "телефон доверия губернатора края". По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общее число обращений уменьшилось на 3,6 проц. Но при этом на 12,7 проц. возросло число устных заявлений. Последнее свидетельствует о стремлении граждан для решения сложных вопросов более полагаться на прямую апелляцию к краевым властям и непосредственно к главе края.

По-прежнему преобладающее количество заявлений поступает из городов краевого значения, и лидирует в этом Ставрополь. Не снижается поток заявлений от жителей городов Георгиевска и Минеральных Вод, а также из Новоалександровского, Кочубеевского, Шпаковского и Георгиевского районов. За помощью к краевым властям обращались граждане самых различных возрастных и социальных групп. Однако чаще других – пенсионеры, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, многодетные семьи и матери-одиночки, лица, пострадавшие от стихийного бедствия, а также беженцы и вынужденные переселенцы.

Увеличилось количество письменных и устных обращений от предпринимателей, фермеров, служащих представителей научной и творческой интеллигенции. С жалобами на неудовлетворительные жилищные условия или полное их отсутствие обратилось 10,6 проц. всех заявителей. Так, офицер запаса из Невинномысска Ю. Баринов, прослуживший на Семипалатинском ядерном полигоне 17 лет, пишет: "Вот уже восемь лет я мотаюсь по квартирам. Устал. Устал от обиды за себя и за тех людей, которые, отдав защите Родины силы и здоровье, оказались изгоями в своей собственной стране".

В текущем году значительно возросло число просьб и заявлений от пенсионеров, инвалидов, безработных по поводу оказания им материальной помощи, выросло количество жалоб на работу бюро медико-социальной экспертизы и на неудовлетворительное снабжение лекарствами льготных категорий граждан. В сентябре текущего года особенно остро стоял вопрос об обеспечении инсулином больных сахарным диабетом.

Стоит отметить, что в результате принимаемых в крае мер по оздоровлению социально-экономической ситуации количество обращений, касающихся социальных вопросов, в 2002 году сократилось. Однако увеличилось количество обращений, связанных с неудовлетворительной работой жилищно-коммунального хозяйства, ростом цен на жилье и коммунальные услуги. Многих жителей беспокоит проблема ремонта жилья. Они справедливо возмущаются тем, что дело идет к зиме, а в их домах как текли, так и текут крыши, не отремонтирована отопительная система, часто отсутствует вода. Люди жалуются на черствость и невнимание к их проблемам со стороны органов местной власти. Например, жители 12-этажного дома N 409 по улице Октябрьской города Ессентуки в течение пяти месяцев обивали пороги администрации города и муниципальных служб с просьбами отремонтировать лифт. Эффект нулевой. В конце концов решили написать губернатору: "Мы вынуждены обратиться в самую высокую инстанцию края. Нет больше сил по нескольку раз в день карабкаться по неосвещенной высотке на свой этаж. Тяжело сознавать, что со своей проблемой мы никому в городе не нужны". Бывают случаи в полном смысле слова анекдотичные. Кисловодчанин В. Пучков в этом году трижды просил администрацию города отремонтировать крышу. Там долго отмалчивались. Наконец из управления жилищно-коммунального хозяйства пришло сразу два ответа. Из первого автор не без удивления узнал, что к ремонту его кровли уже приступили, а из второго, что ту же самую крышу будут ремонтировать в третьем квартале 2002 года. А она себе течет, как и раньше.

Серьезно повлияло на содержание почты постигшее край июньское наводнение. На 1 октября 2002 года от пострадавших поступило около 500 жалоб. При этом, если первоначально авторов писем волновали вопросы помощи, то почта последнего времени наполнена жалобами на невнимательное отношение к их проблемам со стороны местных властей. многие жалуются на ошибки и искажение фактов в актах обследования домовладений, на неправильное оформление документов для выплаты компенсаций и субсидий. Кроме того, жителей края волнует отсутствие полной информации о мерах по устранению последствий стихии и оказанию помощи пострадавшим. Надо отметить, что большая часть этих заявлений носит объективный характер и для их разрешения принимаются необходимые меры. Так, по результатам рассмотрения жалобы А. Часенко из Кочубеевского района ей в полном объеме выплачена компенсация за утраченное имущество и предоставлена субсидия на приобретение жилья. Удовлетворены заявления жителей этого же района Е. Удовенко, С. Новосартян, И. Зениной о внесении их в списки граждан на получение государственной помощи.

Анализ обращений показывает, что на многих предприятиях, а также в ряде органов государственной власти и местного самоуправления еще допускаются факты формального отношения к рассмотрению писем. В третьем квартале выявлены случаи нарушения сроков рассмотрения заявлений в городах Георгиевске и Ессентуки и Апанасенковском, Благодарненском и Кочубеевском районах.

На имя губернатора края пришло много писем с выражением благодарности за оказанную помощь. Так, чернобылец В. Гоман из Шпаковского района благодарит А. Черногорова за то, что его детям были выделены путевки в санаторий матери и ребенка. Директор семейного дома Т. Корганова из Ставрополя пишет: "Хотим сказать нашему губернатору огромное "спасибо". Мы получили в пользование почти новую машину. Теперь имеем возможность выезжать и за пределы Ставрополя, чтобы делать закупки на зиму". Жительница Красногвардейского района Н. Хаустова благодарит за выданное ей направление на лечение в краевой госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны. Таких писем – десятки.

Всего за девять месяцев текущего года было взято на контроль 3359 обращений. Снято с контроля 3064 жалобы. Из них по 1082 вопросы решены положительно, по 1672 обращениям их авторы получили квалифицированные разъяснения.

Пресс-служба губернатора СК

Про стихию, диабет и текущие крыши / Газета «Ставропольская правда» / 24 октября 2002 г.