06:00, 19 октября 2002 года

Госзаказ - сушильщик весел?

Судя по тому, что наше государство забросило в дальний угол такую проблему, как трудоустройство молодежи, оно нуждается в бездельниках. То есть на самом-то деле сушильщики весел ему ни к чему, но впечатление, согласитесь, складывается именно такое. Тысячи парней и девушек по всей стране стоят на бирже труда, потому что не могут найти работу по специальности с более-менее достойной зарплатой в более-менее приличном месте. В ставропольскую краевую службу занятости в этом году пришли около десяти тысяч (!) человек в возрасте 16-29 лет. И какой у них выбор?

Молодым у нас дорога... за дверь

Как это ни странно, но самый занятый народ среди представителей нового поколения - это несовершеннолетние (14-18 лет). "Наверху" их считают слабозащищенными, а потому на их проблемки реагируют даже без сигнала "sos": во всяком случае на их трудоустройство какая-то денежка из казны идет постоянно. Благодаря этому, например, краевая служба занятости нашла работу для 14,6 тысячи тинейджеров - летом они трудились в пришкольных бригадах, теплицах, библиотеках (клеили книжки), были помощниками вожатых, озеленяли улицы, благоустраивали скверы. Осенью и зимой при желании могут делать то же самое, только после уроков.

На сем радужное заканчивается и открывается плачевная картина безработицы. Если верить Фонду общественного мнения, она такова: примерно 40 процентов выпускников российских вузов (государственных и частных) не могут найти работу по специальности, почти 80 процентов обладателей дипломов сельскохозяйственных институтов остаются в городе, игнорируя село. Половина выпускников педагогических и медицинских учебных заведений пополняют коммерческие структуры, минуя из-за мизерных окладов школы и больницы...

Но главным препятствием на пути молодого человека к труду остается стаж. Скажем, у нас в крае, судя по заявкам работодателей, больше 50 процентов требуемых работников должны быть с высокой квалификацией и опытом. Спрашивается, где их взять? А ведь штука была хорошая: студент, приглянувшийся на практике, чаще всего получал приглашение войти в штат. Вместо обычной дули - совсем неплохо.

Не так давно у минобразования появился старый-новый флаг под названием "госзаказ", призванный из глубин советской жизни для того, чтобы лихо разрубить гордиев узел трудоустройства. Задумка сводится к тому, чтобы готовить специалистов, которые реально требуются народному хозяйству (а не граждановедов-кибернетиков с философским уклоном) плюс гарантировать им работу по окончании вуза. Правда, как это сделать, не понимают даже умные дяди и тети в столице. Идея живет, но нам от этого, как говорится, ни жарко, ни холодно. В этом году в общее число ставропольских безработных влились еще 763 выпускника (из них 155 набирались знаний в вузе, а подавляющее большинство - в техникумах, училищах и колледжах).

- В крае существует почти тридцать тысяч предприятий и организаций, т. е. крупных работодателей, из которых лишь три тысячи заявили о своем желании взять еще людей, - говорит начальник отдела занятости и соцзащиты департамента Федеральной госслужбы занятости населения по Ставропольскому краю Тамара Собина. - Причем нужны-то в основном рабочие - токари, плотники, фрезеровщики, электромонтеры и так далее. Если сравнить по отраслям, то увидим колоссальный перекос в сторону реального сектора: в промышленности - 2777 свободных мест, в сельском хозяйстве - 1780, а в сфере финансов и страхования - только 224.

Получается, бешеная популярность в вузах отделений типа "финансы и кредит" ничем не оправдана (даже вице-премьер российского правительства В. Матвиенко как-то заметила, что "число экономистов, юристов и артистов превышает разумные потребности общества"). Абитуриент, планирующий туда поступать с наивной мечтой о блестящей карьере банковского воротилы и сногсшибательной получке, заранее обрекает себя на безработицу. На дверь, захлопывающуюся за ним с обратной стороны.

Свиновод дешевле дояра

Прожиточный минимум на то и минимум, что на него не проживешь. Но зарплаты там, куда молодежь таки берут (ибо взрослые не зарятся) - еще меньше.

Допустим, окончил человек медакадемию, пошел искать работу и что увидел? Врач-психиатр - 1 тыс. руб., травматолог почему-то чуть дороже - 1,5 тыс. О стоимости медсестринского труда говорить вообще стыдно. Стоматологу найти место без связей практически невозможно - все забито. Руки у такого человека, конечно же, опускаются, и отправляется он в лучшем случае в торговлю (пусть неофициально, пусть с пенсией возникнут проблемы - это ведь будет потом, а кушать хочется сегодня). Это в городе.

На селе - еще хуже. В Красногвардейском районе на учете местной биржи труда стоят 225 человек, из которых 99 - молодые. Несмотря на большую территорию, вакансий крайне мало - всего 18. Парень может устроиться водителем за 900 рублей в месяц, девушка - нянечкой за 600. В Советском нужно много рабочих, а из общедоступных (не требующих особой квалификации) профессий вам предложат стать свиноводом за 500 целковых, дояром (но уже в два раза выше оклад), трактористом за 700, уборщиком за... 300. Будьте уверены, что главным инженером без стажа вас не возьмут даже с соответствующим образованием, хотя там зарплата для села не нищенская - 3 тыс. рублей.

Легче всего найти работу, судя по росту свободных мест, в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске, Лермонтове, а также в районах - Апанасенковском, Изобильненском, Ипатовском, Кочубеевском, Новоселицком, Предгорном, Степновском, Труновском. Это не означает, что там все прекрасно - с созданием новых рабочих мест на Ставрополье туго повсеместно. Просто в остальных территориях движение с ними отсутствует вообще. Как говорится, глухо, как в танке.

Даже самые востребованные специальности, такие, как рабочий и продавец, не сулят на селе особой выгоды. В качестве примера можно привести Александровский район, где сегодня есть эти вакансии, но... продавцу предлагают 700 рублей, а подсобному рабочему и того меньше - 586. Какой молодой человек согласится пахать за такие гроши? Отсюда и стремление уехать в город. А чиновники еще удивляются, почему на селе "ощущается дефицит кадров"...

Я б в сторчекеры пошел

Что делает молодежь от безделья? Правильно, заглядывает в Интернет. И видит там в плане работы массу завлекалок. Недавно, например, наткнулась на заголовок: "Отличное начало карьеры для студентов!". Некий "известный российский производитель" (какой - не указано) проводит конкурс на должность... дегустатора-промоутера. Авторы, видимо, полагают, что с рюмкой подняться по служебной лестнице можно куда веселее и быстрее, чем без нее. Дальше - больше: при обязательном условии - возрасте от 18 до 20 лет - претендент должен иметь уже полугодовой стаж по этой специальности!

Еще одна новинка отечественного рынка труда - сторчекер. Во всех объявлениях дается весьма широкое определение - "работа для активных студентов, зарплата 3-4 тыс. рублей". А дальше - список городов, в которых нужны сторчекеры. На Ставрополье, оказывается, не нужны. До сути же ноу-хау удалось докопаться через несколько минут общения с "мировой паутиной": сторчекер обязан регулярно обходить несколько торговых точек и заполнять отчет о наличии опреденной продукции. Короче, ничего серьезного.

Но на счастье безработной молодежи появился гастарбайтер - иностранный рабочий, привлекаемый из отсталой страны в развитую. То есть из бедной России едет человек в богатую Норвегию помогать белоручкам-норвежцам в уборке сена, прополке, сборе фруктов и овощей - получает за это доллары. Правда, какой-то куш придется отдать организаторам поездки, но, как утверждают многие, дело все равно выгодное. Это что касается Европы. В Соединенные Штаты ради денег ездить бесполезно - доходы не окупят расходы. Кроме того, гастарбайтер - довольно рисковая профессия. И "далекая".

Для патриотов же малой родины выбора в Интернете почти нет. Мне, например, удалось отыскать лишь одну вакансию в Ставропольском крае: фирме очень требовался региональный представитель по продажам (это, кстати, чуть ли не самая распространенная специальность, предлагаемая всемирной сетью), брать которого она соглашалась без опыта работы на ставку в 1 тысячу долларов. Такая вот громадная разница между "виртуальными" и реальными получками.

А еще в том же Интернете существует так называемый зарплатомер - игрушка, определяющая жалованье, исходя из ваших умений и навыков. Так вот, человек без опыта, без связей, проживащий в городе с менее чем полумиллионным населением, теоретически может претендовать на... 4-5 "зеленых" в месяц. Или на одну буханку хлеба в день. Как тут не пойти в сторчекеры?

«Госзаказ - сушильщик весел?»
Газета «Ставропольская правда»
19 октября 2002 года