Летная успеваемость
...В одном из аэроклубов страны произошла авиакатастрофа. Летчик, пилотировавший учебно-тренировочный Як-52, грубо нарушив условия полетного задания, выполнил фигуру на малой высоте. И как следствие, столкнулся с землей. Летчик погиб. В чем причина? Сказались недооценка возможностей техники, личная недисциплинированность.
Другой пример. Экипаж летчика-инструктора 1-го класса майора Евгения Капарулина ночью выполнял тренировочный полет на учебном самолете Л-29. На высоте примерно 25 метров за кабиной пилота раздался резкий хлопок. Сразу упала тяга двигателя. Самолет неудержимо терял скорость. Вот-вот он сорвется в штопор, и тогда...
Позже специалисты установили, что у самолета разрушился компрессор двигателя, а по материалам контрольно-записывающей аппаратуры определили доподлинно: от хлопка в двигателе до приземления самолета прошло всего... 9 секунд! Именно эти девять секунд стали рубежом между жизнью и смертью летчика, который, приняв единственно верное решение, сумел совершить аварийную посадку.
Раньше, в бывшем СССР, летчики выходили из нештатных ситуаций, как правило, благодаря высокой натренированности и большому количеству налета часов, теперь же сама возможность полетать становится серьезной проблемой.
Закономерен вопрос: как в условиях крайне недостаточного финансирования обновлять и совершенствовать авиационную технику, одновременно обучая и воспитывая профессиональные кадры авиаторов, добиваться снижения аварийности?
На мой взгляд, близко к разрешению этой проблемы подошли энтузиасты Ставропольского аэроклуба РОСТО, где уже не первый год готовят кадры летчиков-спортсменов и специалистов малой сельскохозяйственной авиации.
- В течение двух лет, - рассказывает начальник Ставропольского аэроклуба РОСТО, бывший военный штурман гвардии полковник запаса Виталий Барканов, - наши курсанты, осваивая спортивный самолет Як-52, получают специальность летчика-спортсмена. За это время опытные преподаватели успевают подготовить их до уровня второго спортивного разряда. Но это не предел: после аэроклуба выпускники имеют большой выбор - они могут продолжить обучение в гражданских и военных авиационных учебных заведениях или, к примеру, посвятить свою жизнь спортивной карьере.
К сожалению, аэроклуб, являясь общественной организацией, по своему статусу не имеет права выдавать своим выпускникам свидетельства установленного образца. Это происходит в Калужском авиационном летно-техническом училище - единственном в системе РОСТО, куда по окончании обучения выезжают питомцы Ставропольского аэроклуба для сдачи теоретических и практических экзаменов. Там им вручаются удостоверения международного образца. В целом же по России эти задачи решают авиационные училища гражданской авиации, которых после распада СССР остались единицы.
Тем не менее в аэроклубе, без преувеличения, создается будущая спортивная слава авиации страны. Достаточно сказать, что в этом году его выпускницы 17-летние Елена Скрипкина и Полина Старикова после летной практики в аэроклубе участвовали в престижных авиационно-спортивных соревнованиях на центральном аэродроме РОСТО в подмосковном Тушино, где они летали уже на учебных реактивных самолетах.
Следуя общепризнанному принципу - профессионалами не рождаются — аэроклуб наладил тесные отношения с военкоматами и воинским частями ВДВ и специального назначения, а также кадетским корпусом, созданным на базе 31-й ставропольской гимназии, где уже второй год существуют специальные классы авиационной подготовки. Программа обучения, рассчитанная на четыре года, начиная с восьмого класса, предусматривает полеты на сверхлегких летательных аппаратах, прыжки с парашютом, а также полеты выпускников 11-х классов на спортивных самолетах Як-52.
В настоящее время только по летным специальностям в аэроклубе занимаются более 20 человек, в том числе и на коммерческой основе.
- Сложившаяся практика подготовки летчиков, - рассказывает бывший военный летчик-инструктор, ныне штурман аэроклуба, преподаватель авиационных дисциплин в кадетском корпусе Александр Варава, - схематично выглядит так: школа - военный институт - боевой полк. При такой системе обучения происходит большой отсев курсантов после двух-трех лет обучения по немедицинским показателям (ошибка в выборе профессии, летная неуспеваемость), которые достаточно сложно выявить существующими методами профессионально-психологического отбора. Аэроклуб предлагает иной, более выгодный вариант: школа - аэроклуб - военный институт - боевой полк. Включение аэроклуба в цепочку подготовки летных кадров позволяет на более раннем этапе, и что важно - с меньшими материальными затратами, выявить абитуриентов, которые не способны выдержать повышенных требований, предъявляемых к будущим летчикам-профессионалам...
Данное предложение нашло поддержку нынешнего руководителя краевого совета РОСТО Вадима Климковича, человека, не равнодушного к авиации и проблемам развития детского авиационного спорта в частности. Эти вопросы он недавно обсуждал в Центральном Совете РОСТО. Появилась надежда, что дело наконец-то сдвинется с мертвой точки...
Справедливости ради скажу, что аэроклубу не приходится вариться, так сказать, в собственном соку. Помощь в развитии детского авиационного спорта оказывает министерство образования края, однако выделяемых средств пока явно не достаточно. Частично проблему финансирования помогают решать предприятия и организации-спонсоры, но в любом случае отдача от их вложений произойдет лишь через несколько лет - такова "авиационная" специфика.
Словом, для решения проблем финансирования, дальнейшего развития учебной материально-технической базы аэроклуба и в целом детского авиационного спорта необходима целевая программа государственной поддержки подобных общественных организаций. Тогда и дела пойдут лучше, и полеты не будут прерываться.
12 октября 2002 года