На тему одиночества
В краеведческом музее Буденновска завершается выставка работ члена Союза художников России Владимира Грибачева, бывшего преподавателя местной художественной школы. Вот уже несколько лет он живет и работает в Ставрополе, и эта встреча с его творчеством стала не только настоящим событием в культурной жизни города, но и трогательным моментом общения с друзьями, коллегами, единомышленниками.
Владимир Грибачев - постоянный участник городских, краевых, зональных и всероссийских выставок. Известность художнику принесли циклы живописных и графических произведений "Провинция", "Подпологом", "Предчувствие", "Южный крест", "Маджарская степь".
Его работы находятся в музеях изобразительного искусства городов Ставрополя, Краснодара, в дирекции выставок России (г. Москва), в картинной галерее Бостона (США), в частных коллекциях России и за рубежом.
Владимир Грибачев представил в Буденновске лишь небольшую часть своих работ, однако эта экспозиция, лаконичная и глубокая по содержанию, показывает, насколько разносторонне его творчество. Трепетный, построенный на светотени и контражурах пластический почерк, сформировавшийся на рубеже 80-90-х годов во время поездок в подмосковный Дом творчества графиков "Челюскинская", зарекомендовал Владимира как графика. Но именно этот графический язык побудил его впоследствии работать и в живописи.
Мир образов художника близок, с одной стороны, так называемым "деревенщикам" - движению, развившемуся в отечественной творческой среде в 70-е годы прошлого века (В. Попков, Ж. Тутуджан - в изобразительном искусстве, В. Астафьев, В. Распутин - в литературе), с другой же стороны, любовь к сарказму и анекдоту роднит его с "малыми голландцами" - Брейгелем, А. ван Остаде или даже с А. Ватто.
Основная идейно-пластическая тема В. Грибачева, так или иначе проходящая во всех его живописных и графических циклах, - жизнь человека в деревне. Но здесь бытовые, казалось бы, сцены погружаются в некий надмирный план: обыденность и сию-минутность окутаны волнующе-трепетным ветром вечности, что особенно ярко выявляет центральную для художника тему - одиночества, раздумий о навсегда исчезнувшем в бесконечном потоке перемен. Таков живописный и графический цикл "Маджарская степь", представленный на выставке.
Программное произведение - полотно "Старьевщик", - квинтэссенция ностальгических переживаний художника. Таковы и другие работы - "Арбузный рай", "Музыка". Центральная работа цикла - "Бомж". Реальный прототип этого персонажа - одна из одиозных личностей Буденновска: наивный, обманутый, социально незащищенный, живущий иллюзией человек. Сближенный серо-охристый колорит, полуреальность и самого бомжа, и окружающего пейзажа словно подчеркивают иллюзорность внутреннего мира этого человека.
Завершая сказанное, следует заметить, что своего "Старьевщика" В. Грибачев передал в дар Буденновском и музею.
4 октября 2002 года