Ловись, попутка, большая и маленькая
Об автостопе существует два мифа. Миф первый - сейчас без денег не довозят. Миф второй заключается в том, что поймать нужную машину крайне проблематично, а автостопщики - просто везучий народ. На самом деле бесплатное передвижение на попутках - процесс управляемый. Это я и попытаюсь доказать, исходя из собственного опыта. Кстати, даже если вы не собираетесь стать профессиональным автостопщиком, несколько полезных советов не помешают.
Главное - напрячь фантазию и представить маршрут заранее (не только города, но и дороги, через которые пролегает путь к цели). Лучше всего машины ловятся на трассах, хуже - на второстепенных дорогах. Решайте сами, что выгоднее: сделать крюк, проехав лишний десяток километров, или то же расстояние пройти пешком.
Ключевое понятие в нашей науке - позиция. Найти удобное место для голосования нелегко. Она имеет несколько критериев: человека хорошо видно издали, отвлекающие элементы (типа милиции) отсутствуют, водителю легко и удобно остановиться. Самые плохие позиции - на мосту и под ним, в тоннеле, на эстакаде, в зоне действия знака "Остановка запрещена", на крутом подъеме или спуске, а также в черте населенного пункта (где вас могут принять за человека с деньгами). Не рекомендуется голосовать на ходу: эдак вам никто не посочувствует, скорее, подумают: "Этот и так дойдет".
На трассе существуют точки, перед которыми водители становятся более внимательными и снижают скорость: 1) посты милиции, границы и таможни; 2) перекрестки, разветвления дорог; 3) железнодорожные перезды, 4) большие дефекты покрытия; 5) светофоры. Позиции перед ними считаются крайне неудачными. "Почему?", - спросите вы. Да потому что внимание шофера направлено на ожидающую его неприятность, а не на автостопщика. В случае с развилкой просто непонятно, в какую сторону вам нужно. Зато после таких точек (примерно в 20-30 метрах) вероятность того, что авто остановиться, резко возрастает. Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где любой законопослушный водитель обычно притормаживает. Лучше стоять на левом повороте - так вас видно издалека (в том время как стоя на правом вы рискуете оказаться полной неожиданностью для человека за рулем). Зимой ловить машину на повороте категорически вопрещается во избежание аварий. Как определить, удачно ли выбрана позиция? Очень просто. На то есть статистика: если 50 машин прошли мимо, значит, позиция плохая. Меняйте ее.
Не менее важна и техника голосования. Главное - смотреть водителю прямо в глаза (а не на свои ботинки или в заоблачную даль). Жест должен быть энергичным и направленным на конкретную "жерту", а не на всех сразу. Жест должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего. Нельзя голосовать с мыслью: "Ну, этот точно не остановиться...". Если не уверены в успехе - пропустите машину-другую, подкрепите силу духа конфеткой и вперед.
Немного полезной информации. Не секрет, что в течение суток число машин на дороге сильно меняется. Самый густой их поток наблюдается утром - между 7.00 и 9.30. Бывает небольшая вечерняя волна - между 18.00 и 19.30. Так вот, движение "на волне" - самое удобное. Волну желательно чуть опередить, т. е. выйти на дорогу пораньше: оптимальное время старта из крупного города - 6.30 - 7.00 утра. Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Начиная с часа и до пяти ночи машин очень мало. Если что-то вынуждает голосовать ночью, соблюдайте "технику безопасности" - светлая одежда, фонарь в руке и только освещенная позиция. Лучше выйти из салона на 40 км раньше и встать под фонарем, чем проехать эти километры, а затем всю ночь простоять в какой-нибудь темной деревне.
Поймать авто - половина дела. Надо умеючи вести себя в машине, завязать светскую беседу с шофером. При этом исходить необходимо из того, что любой водитель, беря пассажира на борт, ищет в нем прежде всего приятного собеседника. Отсюда мудрый совет - заставьте разговориться "рулевого", а сами спокойно воспринимайте информацию.
Теперь о самом неловком - об оплате проезда. Таксист сразу спросит: "А сколько дашь?". Остальные водители, как правило, прекрасно понимают, что перед ними - автостопщик, и не ожидают никаких денег. Отсюда правило: шофер не сказал в начале - пассажир не заплатил в конце.
24 сентября 2002 года