Круговая порука ждет арбитражных управляющих по новому закону
Вчера впервые из студии радиостанции "Русь" Ставропольской телерадиокомпании прошел организованный ею радиомост: журналисты краевых радио и телевидения, "Ставропольской правды" и "Вечернего Ставрополя" беседовали с заместителем министра экономического развития и торговли России Александром Масловым. Он - один из разработчиков нового федерального закона о несостоятельности и банкротстве и проекта закона "О недрах". Об этом и шла речь.
Как известно, новый закон о несостоятельности и банкротстве принят нижней палатой Российского парламента, одобрен Советом Федерации, но на него наложено президентское вето. Как пояснил журналистам Александр Васильевич, ожидается, что окончательное голосование по нему состоится на следующей неделе.
Чем был плох старый вариант, известно всем - он вызвал жесткий, если не сказать жестокий, передел собственности путем умышленных банкротств, увода активов, сговора менеджеров с так называемыми инвесторами, злоупотребления арбитражных управляющих и чиновников... Перечислять можно и дальше. Оградит ли новый его вариант от всех этих бед - вот что интересовало журналистов в первую очередь. А. Маслов сказал, что, по мнению юристов, это один из лучших законов, в котором обеспечена прозрачность процедур - поэтому он и представляет из себя том в 200 страниц. Во-первых, затруднено начало банкротства. Теперь нужно сначала доказать в суде, что тебе действительно должны, только тогда признают кредитором и включат в реестр. Это призвано также выявить сговор между менеджером и кредитором, если таковой имеется, и так далее. Меняется и способ контроля за деятельностью арбитражных управляющих: лицензий не будет, зато им надо будет обязательно стать членом саморегулирующейся организации, своеобразного содружества арбитражных, которая устанавливает стандарты и контролирует их деятельность, материально отвечает за промахи или вороватость (в широком смысле) каждого из них. Если, например, действия арбитражного нанесут ущерб третьему лицу, его коллеги обязаны будут "скинуться", чтобы его возместить. Тут, как говорится, за каждым будет глаз да глаз...
Многих не устраивает и усиление роли государства, представители которого теперь будут по бюджетным долгам участвовать не только на первом, но и на всех собраниях кредиторов, голосуя за решения своим долговым пакетом. Дело в том, что во всем мире государство находит возможность решать эту проблему до того, как предприятие объявлено банкротом, кстати сказать, есть такие возможности и у наших налоговиков. Смогут ли чиновники работать в русле закона и не пойти на поводу, например, у других кредиторов? Маслов считает, что порукой тому - прозрачность процедур. Теперь невозможно будет за гроши продать то, что стоит миллионы, договориться с одним кредитором в ущерб другим. В беседе были затронуты также и особенности банкротства предприятий сельского хозяйства, ВПК и других.
В критике нового закона, по мнению замминистра, есть много справедливого и несправедливого. Ведь этот закон затрагивает интересы множества сторон, и что нравится одной, обязательно не по душе другой. Он согласился с тем, что тормозом может стать медленно идущая судебная реформа, а также то, что у нас участники этого процесса на каждое действие умеют находить противодействие, что ненормально, когда государство зачастую является одновременно должником и кредитором - последнюю проблему будет решать специальный орган, правительство над этим сейчас думает.
Скандальный оттенок носят отклики на положения проекта закона "О недрах". Например, очевидно, что его разработчики хотят все лакомые куски передать в федеральную собственность, оставив территориям "не- рыночные" вершки или корешки. Проект в самом начале, сказал Маслов, и еще не ясно, как будет трактоваться этот вопрос на "выходе": у регионов есть свои аргументы. Он обратил внимание на то, что и в такой постановке вопроса есть свой резон: территории, на которых нет нефти, газа, других востребованных ископаемых, не должны страдать от бедности, а имеющие их - жиреть. В проекте есть такие положительные моменты, как дифференциация платежей (сейчас все платят по одной ставке), открытость - инвестконкурсы, денежные аукционы, отделение разведки полезных ископаемых от их добычи. Предполагается, что разведку государство возьмет на себя, будет ее финансировать из бюджета, а затем распоряжаться разведанными запасами...
Первый подобный опыт общения, как было заявлено в конце радиомоста, понравился обеим сторонам: Москве он позволяет выяснить, что волнует общественность региона, а журналистам - узнать новости из первых уст и послушать компетентное мнение.
20 сентября 2002 года