Анна Каренина в комиксах?
,
Книжки очень люблю. Вот если дом загорится (тьфу, тьфу, тьфу!), первым делом их спасать буду. А не стиральную машину, к примеру, или кухонный комбайн. Ко мне в троллейбусах кондукторы никогда не приставали с просьбой об уплате. Потому что стоял с раскрытой книжкой и - читал. Действительно, читал!
Потому теперь и взялся за эту тему. Возраст у меня уже солидный, помню времена, когда за интересную книжку отдавали или большие деньги, или другую интересную книжку. И в том, и в другом случае это называлось "менялкой". Существовали в Ставрополе такие места, где собирались любители литературы, менялись хорошими книгами. Или их же продавали.
Времена те ушли. Работал я в книжных издательствах. Тогда нам все твердили о том, что бумаги нет, полиграфических мощностей не хватает, поэтому тиражи ограничены, авторов надо гнать в шею, план заполнен. Откуда что взялось?! Прилавки книготорговцев просто завалены литературой. Книжные магазины появляются словно грибы после дождя. Издательств столичных и региональных - хоть завались. А книг-то, выпускаемых ими!..
В книгоиздательстве сейчас мы, то есть Россия, приблизились к самым цивилизованным странам мира. Мы во времена СССР считались самой читающей страной. Был небольшой спад, не будем сомневаться на этот счет. Мы выбирались из экономического кризиса, и нам было не до чтения. Но сейчас бури утихают и наш народ опять берется перелистывать книжные страницы. Зайдите в книжный магазин! Словари, справочники по любой тематике, романы на любой вкус... Есть все. А если чего-то и нет, так оно, если честно, и не нужно. Бред какой-нибудь... Цены, конечно, тоже довольно большие.
Я совершил обход ставропольских книжных магазинов, побеседовал с продавцами и хозяевами. Только в одном случае (киоск на автовокзале) продавщица заявила: "Мужчина, никаких сведений я вам сообщать не буду и вообще...". Хотя тайн шпионских я у нее выведывать не собирался. Прочие же книготорговцы охотно шли на контакт, рассказывали о своих радостях и печалях.
Радость одна: осень наступила, школьный год начался. Следовательно, учебники народ покупает. Но ведь и от другой литературы не отказывается! Хорошо идут словари. Не орфографические (как жалко!), а переводческие: англо-русский и наоборот, немецко-русский и опять же наоборот. Почему-то итальянско-русский стал спросом пользоваться. Неужто Рим опять столицей мира становится?
Покет-бук (то есть книжка карманного формата) идет "на ура". Издательства, сделавшие ставку на переиздание литературных боевичков в мягкой обложке, явно не проиграли. Да, цена книжки упадает в два, порой в три раза. Но массовость! Но марка издателя! После книжки, например, Дарьи Донцовой, развалившейся после первого прочтения, хочется купить ее же, но в твердом переплете. Чтобы потом на полку поставить и, когда настроение плохое будет, вновь перечитать.
Вообще обойма авторов получилась весьма плотная и не обширная. Один довольно известный московский писатель недавно мне жаловался: "Если выпал из этой обоймы - очень трудно назад вернуться". Мерилом ценности литературных произведений стала не их глубина, значимость для культурного наследия нашего народа, а продаваемость, способность отвлечь рядового читателя от ежедневной суеты и обязанности зарабатывать деньги на жизнь. Лев Толстой, как и его однофамильцы (кажется, и родственники), Вальтер Скотт, даже Александр Дюма (старший) никому сейчас попросту не нужны! Если они есть в школьной программе, то содержание их бессмертных творений кратко изложат в ученических пособиях или вообще "обессмертят" в комиксах.
Мы в этом смысле американизируемся. Это же на противоположной стороне Атлантики было придумано пересказывать многотомные романы классиков и рисовать картинки про то, как Анна Каренина бросается под поезд. Оттуда нам стали рассказывать, что книга может быть одноразового прочтения. То есть прочел - и в мусорный ящик. Нам это надо? Нам, стране с вековыми традициями философской литературы?
Книготорговля если не процветает у нас в провинции, то и не гаснет окончательно. Не стал я в этом материале перечислять названия книжных магазинов и их адреса - как бы в бесплатной рекламе не обвинили. Они есть, они рождаются. Но с радостью и удовольствием не могу не отметить: покупаем книги, читаем их, просвещаемся. Да так продолжать и будем! Поскольку, что бы ни происходило в мире, мы остаемся все равно самой читающей страной!
20 сентября 2002 года