Социальную помощь - по точным адресам
Комитет ГДСК по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством, возглавляемый В. Лозовым, провел в Благодарном выездные депутатские слушания на тему "Об усилении адресной социальной помощи малообеспеченным в Ставропольском крае".
В том, что нынешняя российская система социальной защиты населения несовершенна, убеждать никого не надо. Государство провозгласило около 150 видов льгот, пособий и дотаций более чем для 200 категорий своих граждан. Чтобы выполнять взятые обязательства, нужны огромные бюджетные средства - порядка 250 миллиардов рублей в год. Но денег, как известно, всегда не хватает. Приходится сокращать расходы. И первыми обычно под урезание попадают именно "льготные" статьи. А в последнее время федеральный центр приспособился перекладывать льготное бремя на региональные бюджеты - без учета их возможностей, которые зачастую или мизерны, или вовсе отсутствуют.
Вот и получается, что закон и реальный порядок вещей сильно расходятся. Первый гарантирует социальную поддержку ветеранов, малоимущих, многодетных и т.д., а второй обеспечивает ее далеко не всегда и не для всех. Хотя самые настырные умудряются добиться своего сразу в нескольких инстанциях, каждая из которых как бы сама по себе, и о том, что выделено нуждающемуся в одной, порой не ведает другая.
Да и сама помощь оказывается - тоже по закону - и тем, кто в ней действительно нуждается, и тем, кто мог бы без нее обойтись. Действует принцип категории, а не реального достатка семьи или отдельного гражданина.
Об этих и многих других изъянах действующей системы говорили депутаты краевой Думы Л. Волошина, А. Батурин, В. Жиганов, министр труда и социальной защиты населения края А. Карабут, руководитель краевого отделения российского Пенсионного фонда В. Попов, заместители краевых министров здравоохранения Т. Коробова и финансов Л. Калинченко, доцент технического университета, член научного экспертно-аналитического консультативного совета при ГДСК В. Ткаченко, представители городских и районных властей, руководители управлений и учреждений социальной защиты населения Благодарненского, Ипатовского, Новоселицкого, Арзгирского районов.
Подводя общий итог обсуждения, В. Лозовой подчеркнул, что участники депутатских слушаний сошлись в главном: система социальной поддержки малообеспеченных граждан нуждается в совершенствовании. Магистральное направление здесь - придание ей адресного характера по заявительному принципу.
Для этого надо пройти немало ступеней: выработать методики определения среднедушевого дохода с учетом всех его источников, разработать единую систему учета нуждающихся и оказанной им помощи - чтобы исключить ведомственное дублирование, объединить средства разных служб, направляемые на социальную поддержку, разработать нормативные и правоприменительные документы по реализации адресного принципа и т. д. Координацией этой работы комитет и займется. Будет подключен потенциал научного экспертно-аналитического совета.
Но работа потребует времени. За один месяц ее не выполнить. А людям помощь иногда нужна сейчас, сию минуту. Поэтому в качестве первого шага депутаты будут добиваться включения отдельной строкой в бюджет края на 2003 год расходов для выплаты пособий и субсидий малообеспеченным. По крайней мере, нужны гарантированные средства на оказание людям помощи хотя бы в чрезвычайных, экстренных ситуациях. А затем поэтапно необходимо решать задачи перехода к адресной помощи в полном объеме, разработки и принятия соответствующего краевого закона.
18 сентября 2002 года