Путешествующий бизнес. Есть ли у него будущее?
"Челнок" - это коммерческий мигрант, если взглянуть на него под определенным углом зрения. Он не меняет места своего жительства, но образ его жизни связан с постоянными территориальными перемещениями на короткие промежутки времени. Челноки нашего края, как и остальных регионов, не продают свой труд, а всего лишь извлекают прибыль из поездок, играя на разнице в ценах. Некоторые подробности их профессиональной деятельности удалось узнать ученым Ставропольского государственного университета, которые провели специальное исследование.
На первый-второй рассчитайсь!
Сколько же на Ставрополье челноков? Как утверждает краевой госкомстат, примерно 50-55 тысяч. Во всяком случае, именно столько зарегистрировано предпринимателей без образования юридического лица. Однако нет секрета в том, что официальные и реальные цифры имеют привычку сильно разниться, что связано с нежеланием самих людей, занимающихся подобным бизнесом, выходить на "свет". Проведя опрос в разных территориях края, ученые насчитали 62 тысячи 750 человек, занятых розничной реализацией вещей. Впрочем, и эта цифра, будучи весьма и весьма приблизительной, не может служить истиной в последней инстанции. Для того чтобы точно определить, сколько в крае челноков, надо провести сплошную перепись "малых" бизнесменов, как это сделали в прошлом году в Ростовской области.
Где же чаще всего "обитают" челноки? Прежде всего там, где им удобнее: вблизи транспортных развязок, группируясь вокруг Ставрополя (10-15 тысяч человек), Кавминвод, других крупных городов края. Глядя на цифры, в "передовиках" по этому виду бизнеса замечаешь и Лермонтов, где по причине депрессивности рынка труда достаточно высок процент челноков от экономически активного населения. Проблема-то заскорузлая: людям некуда приложить свои силы, кроме как уйти в сферу торговли. То же можно сказать о Предгорном, Георгиевском и Петровском районах.
4-6% - таков ориентировочный уровень челноков среди экономически активного населения Ставрополья (кстати, соответствующий общероссийскому). Ближе к окраинам края он плавно снижается, доходя до минимума (1-2%) в приграничных районах - Курском и Нефтекумском.
А вообще Ставрополье выгодно отличается от иных регионов удачным географическим положением, словно специально созданным для челноков, которым, безусловно, играет на руку и близость Черноморского побережья, и то, что край имеет международный аэропорт (далеко не в каждом субъекте РФ есть такая роскошь).
Куда "плывет" челнок?
Два этапа - до августа 1998-го и после него - можно выделить в судьбе челночного бизнеса. До дефолта вещевики ездили за товаром преимущественно в Турцию, Китай, Польшу и реже - в Москву. Резкий рост курса "зеленого" по отношению к рублю привел к переориентации поездок внутрь страны. Так, ставропольцы активно стали посещать не только московские рынки, но и базары Новороссийска, Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону и Пятигорска. Сейчас из-за больших транспортных расходов привезти товар из Пятигорска зачастую выгоднее, чем из первопрестольной. А их пятигорские коллеги сохраняют крепкие связи с Турцией и Эмиратами благодаря так называемому "воздушному мосту".
В ходе опроса многие челноки жаловались на физическую тяжесть своего труда, на обман торговых партнеров, неохотно - на рэкет и поборы, а также на конфликты в семье из-за своей "перелетной" профессии. Каждый второй из них, как выяснилось, совершает одну поездку в неделю, оставшаяся половина - еще чаще. Почти все сетуют на отсутствие безопасности при поездках, на то, что они не нужны государству. Кстати, последнему они действительно не нужны, о чем главный экономист нашей страны Г. Греф заявляет открыто.
В Минэкономразвития РФ уверены, что челноков как таковых почти не осталось, а их бизнес превратился в прикрытие "серого" импорта - это когда коммерческие карго-фирмы растаможивают товар, пользуясь "челночными" льготами. По оценкам министерства, по "серым" схемам в страну ввозится 90% текстиля, обуви, меха, игрушек, 70% парфюмерии, а общий "теневой" импорт этих товаров в прошлом году достиг 12,4 млрд. (!) долларов. Бороться с этим федеральное правительство собирается уже с 1 января 2003 года, когда, как предполагается, заработает новая политика - челноки будут приравнены к организованным импортерам с отменой всех льгот. Иными словами, груз весом до 50 кг и стоимостью до тысячи долларов можно будет провезти только при личном присутствии его владельца (а не по доверенности, как сегодня). А за груз от 50 до 200 кг придется платить таможенные платежи в полном объеме, а не 30%, как сейчас.
К чему приведут нововведения? На эту тему можно рассуждать долго. По мнению правительства, эти меры необходимы, поскольку, во-первых, они помогут справиться с засильем контрафактной продукции на рынках страны, во-вторых, увеличат поступления в бюджет, и в-третьих, создадут условия для развития собственных производителей. К слову, в большинстве цивилизованных стран войну за качество и политику протекционизма начинали именно с жесткого ограничения ввоза иностранной продукции. У ставропольских ученых - особое мнение на этот счет.
Там, за туманами
Но прежде - о прошлом этой профессии. В коммерческую миграцию оказалась вовлеченной наиболее активная и образованная часть населения. Судя по данным исследования, 57% ставропольских торговцев вещами имеют высшее образование, 34% - среднее специальное, всего 6% торгуют, имея за спиной только школу. Кроме того, было установлено, что среди представителей этой профессии преобладают женщины - 62% в крае и чуть больше 50% в Москве. С точки зрения экономики - деквалификация - образованный человек вынужден трудиться в далекой от своего профиля сфере, представляет собой упущенную выгоду. Упущенную государством. С другой стороны, челночный бизнес дал важный социальный эффект, положительно сказавшись на занятости населения в регионе в период острой безработицы. И продолжает это делать сейчас - к такому выводу пришли ученые.
В частности, исследование показало, что 27% ставропольских вещевиков создают дополнительно (исключая себя) 1-2 рабочих места, 8% - 3-4 места и так далее. Челнок - своего рода мелкий работодатель, вокруг которого кормятся реализаторы, владельцы точек питания, автостоянок, водители, грузчики, уборщики. Именно поэтому ученые возражают против резких "античелночных" движений, полагая, что в их отношении следует проводить не столько политику ужесточения, сколько постепенного сглаживания. До тех пор, пока эти люди составляют весомую долю рынка труда. В противном случае они, мол, пополнят отряд безработных.
Но есть и обратное мнение, опровергающее саму возможность отрицательных последствий для общества от принудительного сокращения числа челноков. Рассуждая логически, специалисты посчитали, что отмена "челночных" льгот никак не отразится на покупательной способности населения, а следовательно, и количество торговых мест не уменьшится, т. е. работы у продавцов меньше не станет. Просто они вынуждены будут еще раз переориентироваться - теперь уже на российских производителей и совместные предприятия. Впрочем, у самой профессии перспективы отнюдь не радужные. У нее нет будущего - с этим приговором соглашаются и ставропольские ученые. Изначально носящий временный характер, этот вид коммерческой деятельности сейчас вымирает и скоро сойдет на нет по объективной причине, когда станет невыгодным.
Если обратили внимание, количество челноков уже сократилось, оставшиеся утверждают, что их прибыль от этого не очень-то увеличилась. Так, 46% из них сказали, что получают в месяц до 5 тысяч рублей, 17% - от 6 до 10 тысяч, доходы остальных еще выше. Зная присущее некоторым предпринимателям стремление скрыть часть прибылей, рискнем предположить, что "занижальщики" попали в число тех 46%, а другие сказали правду. Почти все торговцы довольны своим материальным положением (а примерно 40% заявили, что на их бизнесе держится финансовое благополучие семьи), хотя и признают, что зарабатывать в последнее время все труднее.
Если с достатком все более- менее в порядке, то морального удовлетворения от работы эти люди, по их словам, не испытывают и не хотят, чтобы их дети пошли по "челночным" стопам родителей. На наш взгляд, это весьма показательно...
18 сентября 2002 года