Вместо храма - АЗС
На территории Даниловского кладбища строится автозаправка. Мертвых просят немного "подвинуться".
,
Даниловское кладбище в Ставрополе с некоторых пор закрыто для захоронений, однако еще живы многие горожане, посещающие могилы своих родных. Именно они, живые, и обратились недавно в редакцию "СП", чтобы защитить честь мертвых - по людским и церковным законам. Дело в том, что по ул. Доваторцев (167 квартал краевого центра), впритык к могильным оградкам, фирма "Дизельсервис" ударными темпами строит автозаправочную станцию. Как говорит настоятель храма Святого Иоанна Воина о. Сергий, стройка основательно "залезла" на территорию кладбища и, "видимо, ночью, тайком кости человеческие куда-то вывозят". С точки зрения Русской Православной Церкви - это большой грех, и если уж когда случается необходимость перезахоронения, производится специальный обряд - чин погребения.
Понятно, что в советские времена этот обряд не проводился, да и мнения горожан и церкви никто не спрашивал, поэтому кладбище "кромсали" со всех сторон для народнохозяйственных нужд: не только окрестные дома, но и троллейбусный парк стоят, можно сказать, на костях. Теперь на месте последнего приюта усопших решило зарабатывать деньги ООО "Дизельсервис". Земельный участок площадью 1176 м2 под проектирование и строительство АЗС фирме предоставлен был еще в 1999 году - в соответствии с постановлением главы Ставрополя М. Кузьмина. Однако в результате многочисленных обращений к мэру со стороны общественных организаций и учреждений культуры стройка была приостановлена. Повлияла и жесткая позиция церкви в лице митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, который в своем письме к мэру (в мае 2000 г.) сообщает: "...с прискорбием узнал, что на костях наших предков, уже однажды поруганных, строится АЗС". Митрополит попросил перенести заправку в другое место, а освободившуюся площадку выделить под строительство храма.
Но, судя по всему, деньги на строительство АЗС были затрачены такие, что "Дизельсервис" не отступился от своей идеи и привлек в союзники, подписав договор о совместной деятельности, мощную нефтяную компанию "Роснефть-Ставрополье". Пробивая в различных инстанциях "одобряющие" визы, "Дизельсервис" ссылается, в том числе, и на то, что "получено письменное согласие на продолжение строительства от Высокопреосвещеннейшего митрополита Гедеона...".
Признаться, этот факт меня удивил настолько, что я обратился в епархию. Пресс-секретарь митрополита Е. Бронский тоже удивился: церковь - не государственный орган, от которого требуется какое-нибудь согласование (разрешение или запрещение) на строительство. Но митрополит может благословить тот или иной проект, начинание или не благословить. Так вот, митрополит Гедеон в декабре 2001 года действительно получил письмо с просьбой о поддержке строительства от гендиректора ОАО "Роснефть-Ставрополье" А. Чернухина. Но в ответе благословения не содержалось: митрополит сообщил, что Мать Святая Церковь не будет возражать, "если Ваше намерение не повредит кладбищу и нашим дорогим покойникам и не нарушит гражданского мира между соседями...".
Помимо морально-этической в этом деле, как выяснилось, существует и большая правовая проблема. 22 апреля 2002 г. появляется новое постановление (N 2592), подписанное новым главой администрации Ставрополя И. Тимошенко, в соответствии с которым "Дизельсервису" представляется в аренду для строительства АЗС тот самый злополучный участок площадью 1176 м2 в районе Даниловского кладбища.
Причем в документе поставлены условия:
"2.5. Зарегистрировать объект и получить разрешение на производство строительно-монтажных работ в департаменте архитектуры, градостроительства и землепользования администрации города Ставрополя.
2.6. До начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте получить разрешение в инспекции госархстройнадзора администрации города Ставрополя..."
Но дело в том, что на момент подписания вышеназванного постановления "инспекции госархстройнадзора" администрации города уже не существовало. Она была преобразована еще в феврале в "инспекцию архстройнадзора" (без приставки "гос") после того, как прокуратура внесла протест. Протест основывался на том, что по законодательству в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не могут осуществлять государственные функции, в т. ч. и в части архитектурно-строительного надзора.
А кто выполнял, выполняет и должен выполнять эти функции? Только госорган - Управление Ставропольского края по жилищному и архитектурно-строительному контролю, заместитель начальника которого С. Немировченко заявил, что управление не давало разрешение "Дизельсервису" на проведение строительно-монтажных работ, что муниципальная инспекция, давшая такое разрешение, вообще "нелигитимная", а стройка - "самовольная".
Управление давно пытается заполучить от муниципалов всю "наработанную" документацию - в соответствии с рекомендацией Госстроя РФ и распоряжением губернатора - но пока ничего не выходит...
А между тем стройка АЗС продолжается. Стройка, вызывающая сомнение не только с точки зрения морали, этики, права, но и целесообразности: в Ставрополе функционирует свыше 80(!) автозаправок. Например, проспект Кулакова уже давно окрещен "имени АЗС". Похоже, так в скором времени будет называться и улица Доваторцев, особенно, если учесть, что в нескольких сотнях метров от объекта "Дизельсервиса" уже функционируют две автозаправки. Но уж больно выгодный бизнес...
5 сентября 2002 года