Аквариумы Владимира Рябчикова
...Вы открываете дверь музея, поднимаетесь по мраморным ступеням, вдыхаете аромат безукоризненной чистоты. Поворот головы направо - и ноги сами следуют за взглядом, уже впитавшим первый призыв красок. Событие начинается. Мы с вами в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств на выставке ростовского художника Владимира Рябчикова.
Большое пространство зала, много света, и что-то, несомненно, происходит - будто именно тебя кто-то ждет. С одной стороны, эффект искусного оформления выставки, с другой... Все дело в неожиданном звучании красок - от самого нежного до самого сильного тона. Плюс причуды индивидуального восприятия: цвет можно слышать, вкусовые ощущения видеть.
Член Союза художников России Владимир Рябчиков имеет семь персональных и пять зарубежных выставок в проекте "Русские идут". Работы художника находятся в частных коллекциях России, Европы, США. А на нынешнем фестивале "Молодые художники Северного Кавказа..." Владимир Рябчиков удостоен Золотого диплома. Но, чем больше иллюстративного материала - рецензий, фотографий, интервью - тем загадочнее кажется его фигура. Его холсты - мир лунный, странный, дерзкий, чарующий - другой, параллельный мир. Инобытие...
Но разве оно нам неизвестно? Кончается день с его реализмом и суетой, и наступает ночь, сон. Сны - светлые, тревожные, сумеречные. Вот, пожалуй, образ или один из образов его творчества. Символична живопись Владимира Рябчикова. Символичны, в принципе, сны.
...В музейном воздухе витали цитаты - из Пикассо, Бакста, Густава Климта, Врубеля... С именами можно ошибиться. Но, если зритель усматривает цитату, значит, она существует. В современной культуре без этого не обойтись, мир насыщен искусством и историей искусства. Но цитаты угадываются, а собственный мир художника остается. Символика образов соотнесена с символикой цвета. В сущности, это мир языческого, встреча с архетипическими персонажами. Выбор сознательный: арлекины, паяцы, чародеи, жрецы. Маски, карнавал, игра... Но это не театр. Герои Рябчикова не играют, они живут. И оттого появляется уверенность, что все это сделано художником всерьез - так же, как всерьез бессознательное создает наши сны...
Разгадка явилась в неожиданном образе "аквариума". Есть у Владимира Рябчикова два больших гипнотизирующих полотна - "Синий аквариум" и "Красный аквариум". Подходишь к ним и будто наталкиваешься на прозрачное стекло, позволяющее видеть жизнь мира, в который войти нельзя, потому что ты - другое существо. Аквариум с нашими рыбами-снами - живописный образ философии Владимира Рябчикова. Современный человек настолько болен своей реальностью, своими механизмами и вещами, что нормальная жизнь с цветными фантазиями, праздником и превращениями ему может только присниться.
В какой-то момент, путешествуя по выставке, я поняла, что мы, художник и зритель, совершаем один и тот же поступок - мы ищем. Зритель - намек на детские впечатления автора, которые могли предопределить игру его мысли и палитру. Куст сирени в сиреневых сумерках, праздничный фейерверк или самый обыкновенный аквариум с обыкновенными рыбками гуппи. Художник тоже искал детство, но не свое, а - человечества. Есть у него пласт работ, который критики называют "пещерной живописью Владимира Рябчикова": попытка обозначить зачарованность праживописью, когда сквозь собственные живописные слои будто проступают пещерные фрески, преображенные нашим присутствием.
Мы действительно, тайно или явно, тоскуем по простодушию - тому, что утратило современное искусство.
Старые живописцы, люди верующие, знали (как знали это святые отцы): Бог прост и потому "постигается простым движением души"... Эта вера водила их кистью... Новые мастера ищут Бога, но находят ли они его? Наш бог - поликультурность. Однако то, что нас все-таки связывает с прежними временами, остается поиском смысла - такого же простого и ясного, как наивно-гениальные рисунки древних. Ведь без понимания смысла перестаешь верить миру, а значит, и любить его.
5 сентября 2002 года