Кому охота - тот и охотится
На фоне все более усиливающегося напряжения в отношениях между Россией и Грузией (о ней мы поговорим особо в одном из ближайших номеров "Ставропольской правды") достаточно странной и неординарной выглядит ситуация с тремя - теперь уже бывшими - сотрудниками ставропольской милиции.
А началась она практически месяц назад, когда грузинские спецслужбы 31 июля вблизи села Дуиси в Панкисском ущелье задержали автомобиль, в котором, как сказал на брифинге в Тбилиси министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, находились "трое граждан России и беженец из Чечни". По утверждению министра (а его процитировали многие информагенства), у задержанных были изъяты документы, согласно которым, трое из них являются "офицерами МВД - это инспектор Краснодарского ГУВД капитан Михаил Тычков, заместитель начальника отделения Краснодарского ГУВД капитан Юрий Угрюмов и сотрудник пресс-центра ГУВД Краснодарского края Владимир Блинов". Как заявил Хабурдзания, есть подозрения, что предъявленные ими документы могут оказаться поддельными.
В этой истории все сплелось весьма причудливым образом. Так что давайте разбираться по порядку.
Во-первых, зная всех трех задержанных лично, а в тот момент они действительно служили в рядах ставропольской милиции, просто не могу предположить, что перед поездкой в служебных корочках наши милиционеры исправляли Ставропольский край на Краснодарский. На мой взгляд, это только доказывает наигранность ситуации, которая развивалась и далее. Но об этом чуть позже. Пока разберемся со своими. Вернее, проинформируем о том, как разобрался с ними начальник ГУВД СК генерал-лейтенант Александр Сапрунов. Все трое из милиции уже уволены: только один из троих хоть как-то оформил свое отсутствие в рабочее время, двое поехали за границу России без всякого объяснения причин. Различным образом наказана большая группа старших офицеров, имевших честь руководить ими. Кстати сказать, только один из задержанных - офицер. Второй - стажер, восстанавливавшийся в милиции после увольнения, третий - вольнонаемный. По словам генерала Сапрунова, взыскания получили все, кто имел непосредственное отношение к этому ЧП. По нашим данным, в "черный список" попали и люди, имевшие достаточно опосредованное отношение к "грузинской тройке". Более того, источник "Ставропольской правды" в МВД РФ утверждает, что руководство министерства не полностью удовлетворено суровыми наказаниями, а намерено прислать в Ставрополь комиссию для дальнейших "разборок".
Тем не менее, судьба задержанных заставляет задуматься над некоторыми моментами более странными, чем нарушение дисциплины. Например, кавказский интернет портал "KavkazWeb.com", со ссылкой на Хабурдзанию, сообщил, что "об этом грузинских коллег предупредили представители ФСБ". Официального опровержения со стороны этой службы не последовало, но, по данным нашего хорошо информированного источника, федеральная служба безопасности не имела к этому никакого отношения.
Далее краснодарское ГУВД "открестилось" от своих, а Ставропольское их признало. В это время суд первой инстанции и Тбилисский окружной суд решили, что трехмесячное предварительное заключение - это то, что надо для Тычкова, Угрюмова и Блинова, обвиняющихся в незаконном пересечении государственной границы Грузии. Впрочем, и здесь есть тема для размышлений. Как трактовать это ЧП: как незаконное пересечение или как безвизовый въезд. А это, как вы сами понимаете, две большие разницы. Грузинская сторона предпочла более жесткий вариант. Ответ не заставил себя ждать. Как утверждают в ГУВД СК, в рамках операции "Мигрант" ставропольские стражи порядка усилили внимание именно к грузинской составляющей. Между тем, в вину нашим землякам, хотя по национальности двое из них грузины, ставится еще и то, что они заявили, что не знали о необходимости виз: врут, мол, знали. Не берусь судить. Но знаю точно, что без виз можно проехать и в ту, и в другую сторону. И приведу цитату из газеты "Вечерний Тбилиси". Она пишет: "С визами между Грузией и Россией происходит много непонятного и необъяснимого. Не ясно - кого на самом деле наказывает визовый режим, ведь если есть деньги - поедет туристом через границу без проблем. Как пришлось убедиться, при наличии "зеленых" можно пересечь границу и вовсе без визы". Так что рискну предположить, что у наших нарушителей просто не хватило "зеленых".
Ситуация, между тем, из бытовой (ставропольские путешественники утверждают, что поехали забрать машину, купленную еще год назад и оставленную у родственников из-за неисправности) из бытовой стала превращаться в дипломатическую. 10 августа посольство РФ в Грузии распространило заявление, в котором было подчеркнуто, что "сейчас, когда особенно важен любой шаг к нормализации отношений между нашими странами и народами, очевидно, что решение судебных властей Грузии по данному факту, совершенному без всякого злого умысла, не вносит вклад в восстановление взаимного доверия". Посольство отметило, что задержанные оказались на территории Грузии "по недоразумению". Кроме того, посольство выразило свое удивление и в связи с тем, что "было отказано в освобождении задержанных под подписку о невыезде под залог, как это принято во всех странах с учетом характера правонарушения". Не были учтены ни справки из ГУВД СК, ни характеристики задержанных, ни поручительство консульского отела российского посольства Грузии о том, что в случае освобождение все трое останутся под наблюдением посольства РФ в Грузии до завершения разбирательства. Российское посольство было готово также внести соответстсвующий залог. Его представитель заявил журналистам, что считает решение Тбилисского суда "не судебным, а политическим". Уже гораздо позже стало известна причина такой "упертости" грузинских правоохранников. На первом этапе следствие, как одну из версий, рассматривало возможную причастность ставропольских милиционеров к торговле оружием и крадеными автомашинами в Панкисском ущелье.
Все трое объявили семидневную голодовку, находясь в СИЗО МВД Грузии.
И вот вчера стало известно, что Михаил Тычков, Владимир Блинов и Юрий Угрюмов по решению Тбилисского районного Ваке-Сабурталинского суда в понедельник были освобождены под гарантии посольства России до окончания следствия по возбужденному против них уголовному делу. Об этом сообщила пресс-служба Мингосбезопасности Грузии. В пресс-службе пояснили, что президент Грузии Эдуард Шеварднадзе обратился к руководству МГБ с просьбой учесть ходатайство российского посольства.
Уже легче стало и самим нашим землякам, и их родственникам. Что будет дальше? Следствие идет.
Вчера пресс-служба президента Грузии и Сакинформ большую подборку о российско-грузинских отношениях, включающей и заявление Эдуарда Шеварднадзе, озаглавили "Охота на Грузию". Что ж, давно известно, что охотится тот, кому охота...
28 августа 2002 года