Говорят, что можно спать спокойно
Одна из главных новостей августа в финансовой сфере - это снижение ставки рефинансирования Центрального Банка России с 23 до 21% годовых. Заметим, что в нынешнем году ЦБР уже дважды снижал учетную ставку: первый раз в апреле - с 25 до 23% годовых.
По словам заместителя председателя ЦРБ Т. Парамоновой, понижение ставки "отражает тенденции в российской экономике". Дело в том, что сегодня российские банки в большинстве своем не испытывают длительной нехватки ликвидности, в т.ч. наличных денег, и проблема заимствования их у ЦРБ уже не столь актуальна. Проблема в другом - куда вкладывать свободные средства, если учесть, что банки и по сей день с неохотой инвестируют в производство - малоприбыльное дело, если, конечно, вопрос не касается сырьевых отраслей, экспортирующих свою продукцию.
Однако деньги должны работать, и их нужно куда-то "девать". По идее, должны подешеветь кредиты. Но... В этой ситуации Сбербанк, за которым числится наибольшее число вкладов населения, повел себя несколько опрометчиво. Или дальновидно? Названный банк объявил, что с 15 августа вводит новые вклады, по которым ставки будут ниже действующих.
Что испугало старейший банк России? Во-первых, многие эксперты сетуют на то, что ЦБР не очень оперативно отреагировал на усиление позиций евро по отношению к доллару: резервы Центробанка более чем наполовину "законсервированы" в "зеленых". Между тем как население, испуганное нестабильностью цен на нефть и укреплением валюты ЕС, все чаще спрашивает в обменниках евро. А, во-вторых, промышленное производство в стране за первое полугодие 2002 г. возросло на 3,% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Довольно скромный показатель, вызвавший недовольство В. Путина, который хотел бы видеть более "стремительные" темпы в будущем году.
И наконец, вопрос, который "в крови" у россиян, пострадавших от августовского дефолта 1998 года, когда их сбережения превратились в пыль. Август - теперь в некотором смысле знаковый месяц: не повторится ли история вновь? Многие сенаторы, которых опрашивало агентство ИТАР-ТАСС, сказали, что "россияне могут быть спокойны". Мол, экономических предпосылок для дефолта нет: "долговыми обязательствами финансовой пирамиды, как четыре года назад, наша экономика не отягощена, бюджет выполняется, курс валюты стабильный и резервы ЦБР велики".
23 августа 2002 года