Обидно и больно! Число жертв авиакатастрофы военного вертолета Ми-26 в Чечне достигло уже ста четырнадцати человек, среди которых есть и дети. Одним махом уничтожены более двадцати российских офицеров. Сегодня объявлен национальный траур.

Никак не утешает даже то, что военно-страховая компания РФ обязалась выплатить семьям погибших (в зависимости от профессиональной принадлежности и воинского звания) от ста до шестисот тысяч рублей. Людей-то не вернешь... И, как ни кощунственно это звучит, почему не выплатить такие же суммы всем семьям солдат и офицеров (независимо от ведомственной принадлежности), погибшим во время первой и второй чеченских кампаний. Напомню, только на Ставрополье число безвозвратных потерь составляет более трехсот человек.

Не могу взять в толк и другого: почему так разнятся заявления представителей штаба Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе, Генпрокуратуры РФ и различного рода пресс-служб. Одни утверждают, что вертолет был сбит ракетой, другие говорят о неисправности двигателя, третьи отвергают обе версии...

Создается впечатление, что не только подбитый вертолет, но и вся Россия оказалась на минном поле, где каждый шаг в сторону грозит гибелью любому ее гражданину. Это в связи с заявлениями наших больших кремлевских (и не только) начальников о давно завершенной "войсковой составляющей" контртеррористической операции в Чечне. Зачем же выдавать желаемое за действительное, когда из мятежной республики почти ежедневно приходит до десятка цинковых гробов?

Нам постоянно пудрят мозги, разъясняя, что боевики в агонии, что им только и остается, что вести минную войну. Только вот мины, по словам тех, кто их непосредственно разминирует, оказываются почему-то изготовленными в России и не позднее, чем в двухтысячном году. И переносной зенитно-ракетный комплекс "Стрела-2", которым, как похваляются удуговские пропагандисты, был сбит большегрузный вертолет, тоже выпущен не в Грузии, хотя, возможно, доставлен через Панкисское ущелье...

Когда готовил этот материал, мне сказали, что людям гражданским небезынтересно узнать, что собой представляет эта винто-крылая машина Ми-26. Поясню. Аппарат поистине уникальный. Его грузоподъемность – до двадцати тонн. Поэтому утверждения о том, что машина была перегружена, можно назвать домыслами. Лично летал на аналогичной "корове" в восемьдесят шестом на "бомбежку" четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, после чего экипаж поливал дороги (чтобы не разносилась радиоактивная пыль) специальной жидкостью. Так вот, этой жидкости закачивали в баки вертолета не менее восьми армейских уралов-наливников. Впечатляет?

Не впечатляет другое. Оказывается, рейсы этих многотонных вертолетов проводились в Чечне с довольно завидной регулярностью (почти как рейсовые автобусы). Потому-то и вычислили их сепаратисты и смогли безнаказанно уйти после пуска ракеты с места преступления.

Не знаю, настигнет ли исполнителей этого теракта заслуженная кара. Но командующего армейской авиацией генерал- полковника Павлова наши скорые на расправу начальники уже покарали: отстранили от должности. Он что, каждый экипаж должен инструктировать? Не логичнее было бы покарать те банки и тех "спонсоров", которые, как не раз уже сообщалось в материалах информ-агентств, отмывают деньги и богатеют на этой грязной войне?

А закончить хотелось бы все на той же траурной ноте. Так уж случилось, что свою лейтенантскую службу начинал в двадцатой гвардейской дивизии, дислоцированной ныне в Волгограде. Более шестидесяти человек, погибших в вертолете, принадлежали к этому орденоносному соединению.

Мир вашему праху, однополчане! Вечная вам память!

Алексей ЛАЗАРЕВ

Россия на минном поле / Газета «Ставропольская правда» / 22 августа 2002 г.