06:00, 20 августа 2002 года

В Москву на заработки

Сегодня на Ставрополье, только по официальным данным, зарегистрировано около 15 тысяч безработных. Реальная же цифра трудоспособного, но не имеющего возможности работать населения на несколько порядков больше.

В поисках работы ставропольцы выезжают за пределы края. Проблемы трудовой миграции стоят очень остро. Однако многие уезжающие, не обладая необходимыми знаниями, совершают вояжи на свой страх и риск. Сегодня мы предоставляем информацию, которая может помочь сориентироваться на современном российском рынке труда. Эти данные собраны в процессе более чем двухлетней практической деятельности одного из частных ставропольских агентств по трудоустройству.

В условиях переизбытка и невостребованности рабочей силы на местах ставропольцы достаточно активно ищут работу вдалеке от дома. Только в одно агентство, начавшее заниматься трудоустройством по России, с просьбой найти работу на выезде обратились за два года около четырех тысяч человек. Доярки из Курского района, например, просили направить их на укладку асфальта в город, утверждая, что после работы в колхозе за гроши им уже никакая работа не страшна, лишь бы платили 5-6 тысяч рублей в месяц да было бы где от дождя укрыться. Но в подавляющем большинстве наши трудовые мигранты - это мужчины трудоспособного возраста, жители глубинки, работники физического труда. Из них большая часть - из села.

В прошлом веке нашим молодым "иванам бровкиным" комсомол и партия предлагали освоение целины, строительство "катэков" и "бамов", а также нефте-газо-, лесо-, рыбо- и прочие промыслы. В наше время нужду в рабочих руках испытывают Москва и Московская область, частично северные области, Сибирь, добывающая алмазы, золото, древесину, кроме того - Дальний Восток, наращивающий объемы и темпы ловли рыбы, и еще два-три региона. Вот, пожалуй, и все.

Начнем с Москвы и Подмосковья. Сколько перестроено и построено там за последние 5-7 лет - не перечислить, а сколько еще предстоит! Один только проект "Москва-Сити" - крупнейшего в мире бизнес-центра - обойдется государству в 12 млрд. долларов. Словом, Москва нуждается в строителях, а заодно и в разнорабочих, ведь прежде чем построить, надо сломать, а в густозастроенных московских районах это делается малой техникой и тяжким физическим трудом людей, буквально по камешкам-кирпичикам разбирающих старые здания. Уровень зарплаты разнорабочих в Москве от 6 тысяч рублей в месяц. У дорожников (асфальтоукладчиков) - 8-12 тысяч, монолитчиков, возводящих "коробки" зданий (монтажники, сварщики, бетонщики и др.), - 7-15 тысяч, отделочников - от 6 тысяч и до среднеевропейского уровня зарплат (в зависимости от уровня отделки и профессионализма мастера).

Интересная закономерность: чем дальше от Москвы расположен регион, тем более завышенное представление о московских зарплатах имеют его жители. Средний уровень зарплаты по Москве - 7 тысяч, на стройках - несколько выше, поэтому сюда сегодня подались и коренные москвичи. А то, что работающий рядом с иногородним россиянином москвич получает в два раза больше, - неправда: платят одинаково. Но в основном, начиная со времен Ивана Калиты, свозившего каменщиков на возведение кремлевской стены со всей Руси, Москва строится и обустраивается руками иногородних.

Устраиваются туда на работу по принципу поработал сам - привези друга. Один удачно "зацепившийся" приезжает домой и набирает уже по заказу работодателя группу, бригаду либо раздает налево и направо нужные московские телефоны. Другой распространенный способ - приехать своим коллективом в Москву и искать работу непосредственно на месте. Технология поиска несложная: купить на вокзале местные газеты, прозвонить по объявлениям со специальной оговоркой о приеме иногородних с тех же вокзальных телефонов-автоматов. Встреча вам должна быть назначена либо в офисе фирмы, предприятия, либо прямо на месте работы, но не на улице или у метро и т.д. Если уж вы нарвались на посредника, то по крайней мере он должен быть человеком с адресом - москвичом или имеющим в Москве нелиповую регистрацию, но не таким же залетным, как вы: в столице много мошенников, наживающихся на дармовой рабочей силе. Конкретными примерами "рабства" мы не располагаем. Но вот одного нашего ставропольского бульдозериста забрали прямо с вокзала "рыть котлован под дачу Березовского". Неизвестно, под чью дачу он рыл, но он там проработал неделю, больше оказался не нужен. Дали ему 700 рублей и отправили восвояси.

Неплохой вариант - ехать сразу в любой из центров занятости населения административных округов и в территориальные отделы московской службы занятости - их около 60 - и получить всю информацию о работе для приезжих там.

Светлана П. из Шпаковского района нашла работу в баре с первого же звонка по телефону, напечатанному на обложке московского журнала "Работа и зарплата". Это, конечно, редкий случай, и все же она единственная из претенденток в тот день, по словам менеджера, не перепутала "бар с борделем", была одета скромно, разговаривала интеллигентно и не курила.

А вот комплексной бригаде строителей из того же района однажды пришлось звонить среди ночи своей знакомой в Ставрополе с тем, чтобы та сообщила им адреса и телефоны дешевых подмосковных гостиниц или рабочих общежитий, пускающих переночевать, так как они уже третий день не могут найти работу с нормальным жильем, а деньги кончаются.

В любом случае, если уж нет адреса и телефона дешевого ночлега, то комплект документов, требуемых от приезжих московскими работодателями, у вас должен быть. Сюда включаются паспорт гражданина РФ, военный билет (для мужчин), трудовая книжка, любые "корочки", подтверждающие вашу квалификацию, минимум три фотографии документального формата, справка о здоровье. Отсутствие хотя бы одной бумажки - уже веская причина для отказа.

Москве ежегодно как бурно обновляющемуся мегаполису требуется более 300 тыс. иногородних рабочих. Но надо быть очень психологически зрелым и смекалистым, чтобы самостоятельно устроиться в огромном незнакомом городе. Если уж выехали самостоятельно, самый простой способ - обратиться в отделения московского городского профсоюза строителей и автомобилистов (уж кого-кого, а водителей и автослесарей у нас на Ставрополье хватает), печатающих свои объявления в тех же изданиях по трудоустройству. То, как к вам отнесутся в конкретном отделении профсоюза, вовсе не характеризует работу профсоюза в целом. Как и всюду, там сидят живые люди: одни работают максимально честно, для других главное - получить с иногороднего рабочего профсоюзный сбор (700-900 рублей), дать ему информацию о вакансиях, а принят он там или нет, это их не волнует. В таком случае смело требуйте от них телефон центра или ревизионной комиссии профсоюза, заявляйте, что пожалуетесь. Обычно это срабатывает.

На наш взгляд, все-таки целесообразнее обращаться в кадровые центры (агентства), которые делают то, что делают - трудоустраивают. К примеру, для иногородних женщин всегда есть работа с жильем на пищекомбинатах столицы.

Серьезный вес имеют профсоюзы на рыбопромыслах Дальнего Востока. Здесь не примут на судно, если вы не член этой организации, потому что профсоюзы тут строго отслеживают и уровень зарплаты рыбодобытчиков (обработчиков), и регулярность ее выплаты. Зарплата хорошая - до двух тысяч долларов в месяц, но и работа тяжелая, грязная, и приезжают сюда мужики, часто продав самое дорогое, что у них было, чтобы наскрести на дорогу и профсоюзный взнос. Не члены же профсоюза могут сбить цену на труд, и тогда теряется весь смысл таких жертв. Хорошие заработки на рудниках Якутии. Опять же дорога туда очень дорогая. Заранее работодатель никому никаких денег не высылает. Компенсируют расходы на проезд по прибытии. Обратный билет оплачивается тем, кто проработал требуемый срок...

Ездят наши земляки на работу в Брянск, Воронеж, Астрахань, Салехард, Якутию, ну и, конечно, в Чечню, отчасти в Краснодар, Ростов, в города-курорты Сочи, Анапу, Геленджик. Мужики из Изобильного работали даже ... браконьерами в Приморье: один дуб спиливали для лесоторговой базы, три - сплавляли китайцам, беспрепятственно подходящим к российским берегам на небольших баржах за контрабандной древесиной. Говорят, все Приморье этим живет. Ехать же в Брянск, Волгоград или Воронеж можно разве что от отчаяния: эти города благополучием не славятся. Хотя, по словам выезжающих туда, платят там на стройках и лесобазах 5-7 тысяч, но самое главное, работодатель предоставляет жилье: если не временное общежитие (барак), то арендует углы в частном секторе, приспосабливает помещения при объектах. В Ставрополе же мужчина, приехавший из глубинки, будет работать только за крышу над головой: жилье у нас очень дорогое.

Что касается Севера - Тюмени, Салехарда, Норильска, Сургута и т.д., здесь лучше вообще исключить всякую самодеятельность: ехать можно только по оргнабору на местах. Его, как правило, организуют фирмы, занимающиеся трудоустройством. Нефте-, газо- и прочие добывающие компании всегда четко оговаривают, какие специалисты им нужны, какой у них должен быть стаж, опыт работы, разряды. Если вас не примут на конкретную вахту, податься там больше некуда - местное население само страдает от безработицы. Обратно выехать в силу дороговизны железнодорожного, а часто в тех местах только воздушного транспорта тяжело: более половины всего бомжацкого населения Севера сегодня составляют несостоявшиеся вахтовики.

На стройках Краснодара (его почему-то активно застраивает Санкт-Петербург), по сведениям выезжавших туда ставропольцев, платят 5-7 тысяч рублей. Бытовые условия приемлемые. В Ростове на деревоперерабатывающем предприятии, берущем к себе на работу соседей, то есть нас, ставропольцев, платят 4-6 тысяч, при этом поселяют в общежитие с удобствами. Сочи требует суперкаменщиков и супер-отделочников. Разнорабочие набираются среди местного населения. В сферу обслуживания отдыхающих попасть трудно: местные женщины всю зиму караулят своего часа и все достойные места занимают заранее.

Кстати, опыт работы ставропольцев в Москве и в других регионах уже накоплен большой. Нам есть чем гордиться. Наших ребят, например, в столице оценили и на строительстве крупнейшего в стране техноцентра в "Сокольниках", и здания французского посольства, на реставрации театра на Таганке, знаменитой "Табакерки", и на сооружении спорткомплекса в Крылатском, и на многих других муниципальных объектах. Так что имидж хороших работников у ставропольцев уже есть. Вот и сейчас краевые агентства по трудоустройству получили солидные заявки на кадры. В том числе и от строительной компании, набирающей людей на отделку резиденции президента в Санкт-Петербурге.

А в вопросе, стоит или не стоит выезжать на работу - сколько людей, столько и мнений. Конечно, более удачным и менее затратным будет выезд на работу по целевым направлениям, организованным агентствами по трудоустройству. Но никто другой не может гарантировать человеку того, что зависит от него самого, его физической выносливости, способности приспосабливаться, жить вдали от дома, семьи, соблюдать дисциплину, правила совместного проживания, не пить, не нарываться, не халтурить и т. д. Словом, насколько сам человек осознал тот факт, что он едет в Москву или куда-либо еще не за песнями, а за заработком. Если желание поехать на работу осознанно, тогда жалеть ни о чем не придется, и самому можно встать на ноги, и семью поднять.

Лидия МИХАЙЛЕНКО
«В Москву на заработки»
Газета «Ставропольская правда»
20 августа 2002 года