Так или иначе вся наша жизнь связана с транспортом. Просто и привычно мы садимся в автобус, договариваемся с водителем грузовика о перевозке груза, не задумываясь о качестве услуг. Из-за спешки и, что греха таить, экономии денег мы не ищем перевозчика, гарантирующего честную и безопасную доставку, а пользуемся услугами владельцев транспорта, которые зачастую работают без лицензии, не платят налоги. Иными словами, они работают не на цивилизованном рынке транспортных услуг вне рамок законодательства. И – как следствие – ничего нам не гарантируют: ни сохранность груза, ни должный сервис, ни даже нашу жизнь.

Ставропольское краевое отделение Российской транспортной инспекции по поручению правительства края совместно с ГИБДД и налоговой инспекцией постоянно проводит рейды по выявлению таких "теневых" перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке грузов и пассажиров без специального разрешения – лицензии. За полгода на Ставрополье были проверены более 800 транспортных средств, выявлены 58 грузовиков, 61 автобус, 159 легковых автомобилей-такси, осуществляющих деятельность без лицензии. Во всех случаях были составлены протоколы об административном правонарушении и уже наложены почти двести штрафов. Самыми неблагополучными в этом отношении остаются краевой центр, регион Кавминвод, Буденновский и Георгиевский районы.

С 10 июня нынешнего года вступило в действие положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Оно предусматривает, что лицензирование обязательно при осуществлении таких видов деятельности, как перевозка пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением перевозки собственных работников), перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (исключение – перевозки для собственных нужд).

Лицензированием перевозок грузов, а с 10 июня и пассажиров, занимается Ставропольское краевое отделение Российской транспортной инспекции. После подачи заявления и соответствующих документов (для физического лица основным является свидетельство о предпринимательской деятельности) принимается решение о выдаче или отказе в предоставлении лицензии. Срок для принятия решения не может превышать 30 дней со дня поступления заявления.

С первого июля страна начала жить и работать по новому Кодексу об административных правонарушениях. И теперь в соответствии с ч.2 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (если она обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц – от 40 до 50 мрот.

Часто при проверках нам, сотрудникам транспортной инспекции, приходится слышать возражения типа "я не предприниматель, мне лицензия не нужна". Это неверное представление, по действующему законодательству, осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица нельзя. Это нарушение ч.1 ст.14.1 КоАП, которое влечет наложение административного штрафа от 5 до 20 мрот.

Несмотря на значительно возросшие размеры штрафов за нарушение лицензионного законодательства, владельцы транспортных средств не торопятся в транспортную инспекцию для получения лицензии. Впрочем, скупому придется платить дважды. Лицензия на пять лет стоит всего 1300 рублей, а один штраф за ее отсутствие – в несколько раз больше.

И еще об одном аспекте нельзя забывать. Необходимость лицензирования, кроме экономических интересов, также продиктована защитой прав и перевозчиков, и потребителей их услуг. И, что не менее важно, – требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения. По данным управления ГИБДД ГУВД СК, за полгода в крае совершено 1195 дорожно-транспортных происшествий, и только 29 из них с участием лицензируемого транспорта. Это 2,4 процента от общего количества всех происшествий, что говорит само за себя. Так что важны не отдельные составляющие, а весь комплекс условий лицензирования.

Остается надеяться, что все мы – и владельцы транспорта, и те, кто пользуется их услугами, – станем более разумными. Одни будут жить и работать в соответствии с требованиями лицензионного, налогового законодательства, нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения, другие же получат гарантированную защиту своих прав и интересов.

И. ЧЕРНЯДЬЕВ, государственный транспортный инспектор