Как получить финансовую субсидию
Пострадавшие от стихии жители станицы Барсуковской Кочубеевского района обратились в редакцию с просьбой рассказать о порядке получения безвозмездной субсидии из федерального бюджета, объяснить, как и когда можно воспользоваться этими средствами для приобретения, восстановления или строительства жилья. Как нам сообщили в министерстве жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры края, весь порядок досконально изложен в приказе Госстроя России № 130 от 9 июля 2002 года, устанавливающем условия использования средств субсидий, предоставляемых гражданам - владельцам "Свидетельства о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья или части его в результате стихийного бедствия, и членам его семьи".
Итак, что же это за документ? Это именное свидетельство, подтверждающее, что человеку будет предоставлена субсидия. Оно дает право открыть в одном из учреждений Сберегательного банка РФ именной блокированный счет, предназначенный для ее зачисления. Размер субсидии можно узнать, посчитав по формуле: Р = Н х С, где Н - социальная норма общей площади (на одного человека - 33 кв. метра, на семью из двух человек - 42 кв. метра, а из трех человек и более - 18 кв. метров, умноженные на количество членов семьи). А С - расчетная стоимость 1 кв. метра (сколько в Ставропольском крае в рублях).
Размер субсидии рассчитывает тот, кто выдает свидетельство - в данном случае администрация Кочубеевского района. А вот куда направить деньги - купить ли готовое жилье, заключить договор с подрядчиком или построить самому - решает владелец свидетельства. Он также может привлечь дополнительные средства, - собственные и заемные, если захочет жить в более дорогом доме. При этом надо помнить, что срок действия свидетельства - 6 месяцев с момента первого перечисления денег на именной блокированный счет.
Процедура выдачи свидетельств на руки следующая. Сначала органы исполнительной власти формируют и утверждают сводные списки семей, лишившихся в результате паводка всего жилья или его части. Затем списки согласуются с Госстроем и дробятся на три части - тот же орган исполнительной власти делает отдельные списки семей, давших согласие на: 1) приобретение жилья по договору купли-продажи; 2) строительство или восстановление подрядным способом; 3) восстановление собственными силами. Копии указанных списков обязательно передаются в территориальные управления Федерального казначейства и банки. После этого наступает долгожданный для людей момент - орган исполнительной власти выдает им свидетельства на руки.
Теперь пострадавший действует сам. Он должен сдать свидетельство в банк, а банк - открыть блокированный счет на имя гражданина. Есть главное условие: субсидия предоставляется только при наличии договора - либо купли-продажи (в простой письменной форме), либо подряда с подрядной организацией, либо же договора на строительство собственными силами с органом исполнительной власти.
Финансирование тоже прописано четко. Из федерального бюджета его осуществляет Минфин РФ. Тут необходимо подчеркнуть, что финансирование может идти только в форме безналичных расчетов - "живые" деньги пострадавшему никто не даст.
Допустим, человек решил жилье купить. Когда есть свои деньги, что делать - понятно. А как воспользоваться средствами с блокированного счета? Во-первых, нужно зарегистрировать договор купли-продажи в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после чего отдать сию бумагу в орган исполнительной власти - проще говоря, в администрацию района. В течение пяти дней она обязана тщательно его проверить и, если не возникнет замечаний, передать в территориальный орган федерального казначейства копии этого договора, свидетельства, а также платежный документ на зачисление средств на блокированный счет для последующего их перечисления продавцу жилья. В свою очередь банк в течение двух дней зачисляет требуемую сумму, а не позднее следующего рабочего дня (если имеется поручение вкладчика на оплату) перечисляет деньги продавцу жилья. Все. Продавец доволен, покупатель спокоен, ведь отныне у него есть крыша над головой.
Если человек выбрал подряд. Здесь принцип тот же, что и при купле-продаже, только подрядчик получает деньги не сразу, а по ходу выполнения этапов работ. Аванс - 20%. По завершении всех работ, чтобы окончательно рассчитаться с подрядной организацией, орган исполнительной власти представляет в казначейство акт приемки законченного строительства или восстановленного объекта приемочной комиссией и перечисляет через казначейство остаток средств.
Порядок финансирования в случае строительства и восстановления жилья собственными силами мало чем отличается от предыдущего. Все затраты должны быть документально подтверждены. Оплата идет четко по графику: фундамент - 20%, коробка с кровлей - 30%, внутренние инженерные системы - 10%, отделочные работы - 15%, а оставшиеся 5% - после утверждения акта приемки объекта специальной комиссией.
Как только деньги выплачены, счет закрывается. Банк направляет в орган исполнительной власти выписки с именного блокированного счета и подлинник свидетельства.
Селяне Барсуковской также интересуются, можно ли на одну финансовую субсидию приобрести два-три жилья. В приказе об этом прямо ничего не говорится. За комментарием мы обратились к заместителю председателя комиссии по восстановлению разрушенного стихией жилья главному архитектору края Ю. Расходову. По его словам, нельзя. Если же в одном доме проживали две-три семьи и этот дом был полностью разрушен, то на субсидию имеет право каждая семья.
14 августа 2002 года