Муратова "не ушли". Но он ушел сам
Несмотря на всеобщее политическое затишье Ставропольская городская Дума не только не ушла отдыхать, а преподнесла вчера очередной скандал. Скандал, как и все предыдущие, связанный с постом председателя представительного органа местного самоуправления краевого центра.
Как известно, дважды депутаты пытались сместить с этой должности Сергея Муратова. И оба раза неудачно. Во время последней попытки импичмента в кулуарах высказывалась версия, что Муратов сохранил свой пост ненадолго, с тем, чтобы "передать" его только что избранному тогда депутату А. Уткину. Ожидалось, что это может случиться уже на первом заседании, в котором примет участие доизбранный депутат. Интрига чуть затянулась. Но финал ее оказался предсказуемы.
Вчера председатель Думы С. Муратов заявил о сложении с себя полномочий "по собственному желанию", в связи с переходом на другую работу. Разумеется, встал вопрос о выборах нового спикера. Из обсуждаемых кандидатур - О. Сидоренко, И. Епринцев и А. Уткин - первые двое взяли самоотвод. В бюллетени для голосования была внесена только одна фамилия. И 12-ю голосами из 13-ти присутствовавших депутатов председателем городской Думы Ставрополя был избран А. Уткин.
Ставропольская городская Дума Решение N 119 8 августа 2002 года г. Ставрополь заседание N 13 Об избрании председателя Ставропольской городской Думы Рассмотрев результаты тайного голосования по выборам председателя Ставропольской городской Думы, Ставропольская городская Дума решила: Избрать председателем Ставропольской городской Думы Уткина Андрея Валентиновича, депутата от избирательного округа N 20. Заместитель председателя городской Думы А.П. Мартынов.
У нового главы Думы - репутация влиятельного бизнесмена и политика в Ставрополе. В свое время его можно было назвать человеком из команды М. Кузьмина: именно при нем он был назначен заместителем главы города. Но позже сам Кузьмин поставил крест на карьере Уткина уже в должности главы администрации Промышленного района, когда эти структуры были преобразованы в управления по работе с населением. Теперь А. Уткин возвращается в городскую власть. И возвращается при обстоятельствах, которые заставляют предполагать продолжение передела власти в краевом центре, начавшего осуществляться с уходом бывшего главы города М. Кузьмина. Совершенно понятно, что назначение И. Тимошенко не было концом этого передела, чему подтверждением - долгая история борьбы за кресло главы городской Думы.
Уже вчера прозвучала версия, что не случайно заседание Думы было приурочено ко времени, когда И. Тимошенко не было в городе. По традиции, глава администрации участвует в работе представительного органа и может высказывать свое мнение (кстати, именно по причине отсутствия И. Тимошенко часть депутатов из фракции коммунистов отказались участвовать в заседании и покинули Думу). Не случайно, потому что одним из наиболее вероятных конкурентов И. Тимошенко на выборах за пост главы города называют именно А. Уткина.
Не теряют интереса к ситуации в представительном органе Ставрополя и краевые власти - во вчерашнем заседании участвовал заместитель руководителя аппарата правительства края В. Гончаров.
Словом, к выборам председателя Думы готовились не только сторонники А. Уткина, но и его оппоненты. Что подтверждает еще один момент, беспрецедентный, кажется, не только в масштабах края, но и России.
Уже после того, как депутаты удовлетворили желание С. Муратова покинуть свой пост и стали обсуждать перспективу выборов нового руководителя, на заседании было оглашено определение судьи Октябрьского районного суда Ставрополя О. Фуркало от 8 августа, запрещающее проводить Думе заседания, в том числе и внеочередные. До рассмотрения, как сказано в определении, по существу иска некоего гражданина Егорова о признании недействительной ст. 54 Регламента Думы, якобы нарушающей права граждан. В чем суть этих нарушений, из определения суда понять трудно. Да это и не важно. Важно, что "созрел" иск именно ко вчерашнему дню, хотя Регламент - документ далеко не новый. Случайно или нет, но в день поступления иска - 8 августа - было вынесено и определение суда, подоспевшее аккурат к моменту выборов председателя Думы Ставрополя. Определение, кстати, внесло некоторую сумятицу в работу Думы. Часть депутатов, запутавшись в том, законно заседание или нет, покинули его. Возможно, именно на это и был расчет.
Однако попытка использовать судебные рычаги в решении политических вопросов завела дело гораздо дальше. Запрет на проведение заседаний означает, что Дума не сможет принять ни одного решения, в том числе и организационного, финансового, кадрового, какого-либо еще, что, как следствие, влечет за собой сбои и в работе исполнительной власти. По сути налицо, как прокомментировал корреспонденту "СП" известный адвокат Александр Траспов, попытка приостановить деятельность органа местного самоуправления. Однозначно, что судебным определением сделать этого нельзя. А, следовательно, оно будет немедленно обжаловано в краевом суде. У Траспова нет никаких сомнений в том, что все решения Думы, включая вчерашнее, абсолютно законны. И она может продолжать работу в обычном режиме. "Мы понимаем, что Уткин многих не устраивает, говорит он. - Но также полагаем, что нельзя злоупотреблять правом, которое предусмотрено законом - правом граждан осуществлять местное самоуправление".
На вчерашний день - это одна из самых откровенных оценок происходящих в последнее время в городе событий. Уже давно даже в кулуарах политики и чиновники боятся называть вещи своими именами. Вчера, например, А. Уткин отказался от каких-либо комментариев прессе. С. Муратов, отвечая на вопрос о причинах развернувшейся борьбы за кресло председателя Думы, сказал лишь, что дело - в свободном волеизъявлении каждого из депутатов Думы и в том, что ему самому предложена хорошая работа. Но даже непосвященному во все интриги горожанину совершенно понятно, что не все так хорошо, как пытаются убедить чиновники, если город по "свободному волеизъявлению" отдельных людей можно запросто ввергнуть не только в глобальные судебные перипетии, но даже в безвластие. Политические игры вокруг власти в краевом центре зашли слишком далеко. И, похоже, конца им пока не предвидится.
9 августа 2002 года