"Эрниман" с Чукотки попал к минераловодскому коллекционеру
Как фотографа-бытовика в Минеральных Водах его знает чуть ли не каждый второй. Без малого четверть века О. Полозов запечатлевает лики горожан. Известен он и как фотохудожник. Удивительный ночной снимок орла за колоннадой железнодорожного вокзала вполне тянет на символ города. Но лишь друзья и коллеги наслышаны, что Олег Игоревич еще и заядлый коллекционер. Такого, как у него, собрания фотоаппаратов и фотопринадлежностей не сыскать не только на Кавминводах, но, сдается, и на всем Ставрополье.
Полозов по плечо запускает руку в глубокую нишу и извлекает маленькую потертую коробочку. Раскрывает, выдвигает "гармошку" с объективом - и передо мной предстает уникальный фотоаппарат. Во-первых, его изготовили более ста лет назад в Дрездене, на заводе знаменитой фирмы "Эрниман". Во-вторых, этот компактный фотоаппарат ох и постранствовал по свету! Достаточно сказать, что в Минеральные Воды он попал... с Чукотки.
А вот другая диковинка со странным низким широким корпусом. Конец XIX века. Уже ушли в прошлое дагерротипы, а целлулоидная основа еще не изобретена. И вот в этот короткий промежуток "безвременья" фирма "Кодак" выпустила фотоаппарат, специально приспособленный для получения негативов на... посеребренной бумаге.
- А это одно из моих последних приобретений, - коллекционер извлекает из недр хранилища маленький черный фотоаппаратик с красной надписью "Весна". Лет тридцать назад предприятие "ЛОМО" начало было выпускать эту самую компактную отечественную камеру, но очень скоро почему-то свернуло производство. Лишь однажды, в 18 лет, Полозов встретил "Весну", да и то в разобранном виде. А уж он-то перевидал столько всякой фототехники...
...Его дядя - художник, одинокий человек - обошел с фотоаппаратом всю страну, запечатлел в слайдах тысячи пейзажей. Отец тоже был заядлый фотолюбитель - с ФЭДом и старинным широкопленочным "Фон Клендером" не расставался. Любил рассказывать о фотоаппаратах, какие попадали ему в руки до и после войны.
- В семье буквально культивировался интерес к фотоаппаратам.
Понятно, что, когда в журнале "Наука и жизнь" взялись из номера в номер публиковать короткие заметки о различных марках фотокамер, Олег их все аккуратно вырезал и вклеивал в общую тетрадь. Так появилась первая, пока еще виртуальная, коллекция.
В третьем классе он уже самостоятельно фотографировал. Правда, пока отцовским ФЭДом. Но, когда учился в восьмом, дядя подарил "Зоркий-4" и тем самым окончательно определил жизненный путь юноши.
Конечно, О. Полозов не первый надумал собирать фотоаппараты. В мире немало таких коллекционеров. Бесспорный рекордсмен среди них - Джек Тейлор. Из восьми с половиной тысяч марок фотокамер, выпущенных с XIX века по наши дни, он собрал шесть с половиной. Но главное, Тейлор - счастливый обладатель первой камеры от изобретателя фотографии француза Дагера. В нашей стране самую большую коллекцию фототехники собрал москвич В. Беленький. Умирая, он более тысячи фотоаппаратов завещал Политехническому музею. Сейчас в этой "Мекке шестидесятников" уже две с половиной тысячи фотокамер. Бывая в Москве, Полозов не упустит случая посетить выставку. Приятно увидеть на стеллажах те же раритеты, что есть и у тебя. Еще приятнее не обнаружить в солидном музее аппарат, какой ты однажды счастливо приобрел.
В коллекции О. Полозова более 250 фотокамер. В основном старинные немецкие и редкие марки отечественных. Среди них около полусотни - подарки друзей, знакомых, многие из которых уже ушли из жизни. К каждому такому дару Олег Игоревич намерен сделать аннотацию, рассказывающую о его прежнем владельце.
- Хочу сохранить память о хороших людях.
Есть в коллекции Полозова и самый первый в Минеральных Водах фотоаппарат.
Где-то в 1910-м в маленький пристанционный поселок приехал англичанин и привез с собой красного дерева камеру на массивном штативе. Ее изготовила фирма "Кодак" еще в 80-х годах XIX века под негатив 24х30 сантиметров. Англичанин был при деньгах. На улице Пушкина, где ныне универмаг, построил двухэтажный дом со стеклянной крышей с северной стороны. Внизу жил с семьей, а на втором этаже была студия, где фотографировали только при дневном свете, используя всевозможные шторки и отражатели. В революцию англичанин так спешил унести ноги, что бросил свой любимый "Кодак". В это самое фотоателье в 1978 году, после армии, и устроился лаборантом Олег Полозов. Через пару лет ателье снесли, фотографов расселили в новые здания, допотопный "Кодак" зашвырнули на склад. Оттуда в смутные годы перестройки он чуть было не угодил в утиль - спасибо, Полозов спохватился, выкупил "старичка" за чисто условную цену.
Больших денег на раритеты он никогда оторвать не мог - семья, двое детей. Но все равно его собрание было бы куда обширнее, если бы коллекционеров не потеснили антиквары. Эти дельцы скупили на Кавминводах и через Москву переправили за границу множество интересных старинных вещичек, в том числе и фотоаппараты. А сравнительно недавно появилось новое поветрие - вовсю скупают самые первые ФЭДы и "Зоркие", чтобы превратить их... в немецкие "Лейки".
Немецкая оптика с самого зарождения фотографии слыла лучшей в мире. Славились и конструкции аппаратов. В довоенные годы эталоном компактной узкопленочной камеры справедливо считалась "Лейка". Не зря во всем мире под разными названиями было выпущено около 300 ее модификаций. Что касается СССР, то поскольку в качестве контрибуции мы вывезли несколько немецких заводов и по производству фотоаппаратов, то первые "Киевы" были точной копией "Контакса", а ФЭДы и "Зоркие" - "Лейки". Вот и нашлись мудрецы, которые на этом неплохо зарабатывают.
- Предложил мне тут один "Лейку" редкой марки за 700 долларов, - рассказывает О. Полозов. - Покрутил я ее в руках и вернул - нет таких денег. Уже потом открыл каталог, нашел описание этой камеры. Оказывается, их всего-то выпустили около 200 штук. Цена по каталогу - семь с половиной тысяч долларов. Э, думаю, что-то здесь не так. Стал вспоминать: там чуточку неточно, там косячок. Хотя, конечно, подогнано мастерски, отличить трудно.
Сам Полозов к старине относится щепетильно. Хотя большинство его аппаратов исправны, есть и такие, что нуждаются в ремонте. Для опытного человека привести их в рабочее состояние не так сложно. Но у коллекционера принцип: никаких конструктивных изменений. Если нет "родных" запчастей или хотя бы точного описания отсутствующей детали - пусть лучше остается в том виде, в каком есть. "Пыль веков" у него во главе угла.
О. Полозов первым в Минеральных Водах в совершенстве освоил цифровую фотографию. Прогресс есть прогресс. Вон даже мастера натюрморта, которые с начала прошлого века и по сей день остаются верны старым камерам, стали "пристегивать" к их задней стенке цифровую приставку. Правда, стоит такое осовремененное ретро 20 тысяч долларов... Но как бы там ни было, а будущее за цифровой фотографией. У себя в ателье Полозов уже завел два компьютера и в ближайшее время намерен перевести на "цифру" всю цветную фотографию.
А как же старинные аппараты? Неужели не гложет ностальгия по чародейству пионеров фотоискусства? О нет, и в наше прагматичное время Полозов отдает дань романтике. На Ставрополье осталось три или четыре фотоувеличителя под негатив размером 13х18 сантиметров. Один из них - у Полозова. На нем можно печатать огромные снимки великолепного качества. Вот и мечтает Олег Игоревич зарядить свои старые аппараты широченной черно-белой пленкой и снимать пейзажи в стиле ретро.
Говорят, когда работа органично переходит в увлечение, а увлечение в работу - человек нашел свое призвание. Во всяком случае, в отношении О. Полозова так оно и есть.
8 августа 2002 года