Сразу же после сообщений в средствах массовой информации об авиакатастрофе самолета "Башкирских авиалиний" на "телефон доверия" Ставропольского центра стандартизации, метрологии и сертификации стали поступать звонки от жителей края, собирающихся отправиться на отдых или по делам самолетом. И чаще всего задается один вопрос: поверяются (именно так говорят метрологи) ли приборы, от которых зависит безопасность полета?

Генеральный директор ФГУ "Ставропольский ЦСМ" Валерий Зеренков рассказал, что еще в январе этого года по заданию Госстандарта РФ началась проверка метрологической службы авиапредприятий Ставропольского края. Поверялись измерительные приборы, применяемые как на борту, так и при наземном обслуживании полетов. Внимание инспекторов государственного надзора ФГУ "Ставропольский ЦСМ" было обращено на такие предприятия, как ГУАП "Кавминводыавиа", Завод гражданской авиации – 411, Минераловодский филиал ГУДП "Кавказаэронавигация". В ходе надзора проводились экспериментальные поверки приборов, в том числе радиовысотомеров и радиокомпасов. Полученные результаты направлены для обработки в Москву.

При проведении контроля правильности показаний авиационных средств возникает одна серьезная проблема. Дело в том, что существует два вида их измерений: калибровка, осуществляемая ведомственными специалистами, и поверка, которая находится в компетенции государственных инспекторов. Последней подвергаются наиболее важные для обеспечения безопасности полета измерительные приборы. На практике же, причем сложившейся в масштабах всей страны, приборы поверяются службами самих предприятий. Этим нарушается закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", в котором определены сферы метрологического контроля и надзора. Ведомственные интересы зачастую становятся помехой для объективных оценок реального состояния дел. Но в вопросах, касающихся безопасности человеческой жизни, необходима оценка приборов, влияющих на качество полетов, сделанная независимой государственной организацией. В самое ближайшее время этот вопрос будет решаться Министерством гражданской авиации и Госстандартом России.

Пресс-служба Ставропольского ЦСМ