Автобусная дорога к национальной идее
Кто-то скажет, что тема эта - сущая безделица. Но мне кажется, что в том, о чем я пишу, - очень глубокий смысл, поскольку описываемое ниже событие есть максимально полное отражение нашего российского менталитета. Или, если желаете, одна из граней той самой таинственной русской души, которую иноземцы понять не в силах, а мы, живущие в нашей стране, стыдимся познать и переделать...
По долгу службы пришлось мне на днях выехать в командировку в Новоселицкое. Все шло в обычном режиме: посадка в комфортабельный автобус, мелькание за окном полей и лесополос, пока мы не прибыли в Александровское. Вышел народ ноги поразмять, водитель отправился в диспетчерскую, но вернулся удивительно быстро и попросил всех освободить салон. Мол, что-то там не заладилось, и его автобус срочно перебрасывается на другой рейс - в Ставрополь пойдет. А нас, бедолаг, до Новоселицкого другой машиной отправят.
Вышли мы под моросящий дождик, ждем: может, по громкой связи что объявят? Ничего подобного. Только минут через двадцать (справедливости ради скажу - именно к тому времени, когда наш бывший автобус должен был стартовать по маршруту) появилось транспортное средство, которое и должно было доставить нас до пункта, обозначенного в билетах, приобретенных еще в краевом центре. Это был, деликатно выражаясь, не очень новый автобус, получивший в народе прозвище "уточка". Из тех машин, что, упрямо поскрипывая и погромыхивая, добросовестно трудятся на многих маршрутах.
Тут же подошла работница местной автостанции, которая и надзирала за посадкой и, простите за неологизм, "поставкой" пассажиров в означенное транспортное средство. Ну а что делать - ехать-то надо, пусть даже стоя. Эта милая и слегка уставшая от назойливых пассажиров дама поведала нам, что, оказывается, наш прежний комфортабельный лайнер асфальтовых трасс... сломался. Не стали мы выяснять подробности того, кто же говорит вещи, не соответствующие действительности, водитель или чиновница от автобусного ведомства, времени не было. Утвердились в переполненном салоне, да и отправились в путь, который, по самым скромным подсчетам, занял раза в полтора больше времени по сравнению с тем, на которое мы рассчитывали, покупая билет на тот автобус, что остался за кормой.
И вот что меня в который раз поразило: мало того, что без согласия клиентов и объяснения причин были нарушены договорные отношения между ними и перевозчиками, возникшие в момент, когда пассажиры приобрели у него все права на получение конкретных услуг. Бог с ним, может, и вправду тот автобус потребовал ремонта, а не произошло волевое его перемещение на более выгодный маршрут. Другое противно: автобусные чиновники не удосужились не только извиниться перед пассажирами рейса "Ставрополь-Новоселицкое" за доставленные неудобства, но им и в голову не пришло, хотя бы для проформы, предложить какую-либо компенсацию за изменения договора перевозки.
Несколько лет назад в союзной Беларуси я попал в еще более идиотскую ситуацию - там отменили трансреспубликанский автобусный рейс только потому, что нас, взявших, кстати, билеты на него в предварительной кассе за три дня до выезда, оказалось всего двое. На мое, мягко говоря, недоумение белорусские чиновники реагировали с искренним изумлением: чего, мол, права качаешь, за тебя уже решили, поедешь следующим автобусом, через семь часов. И плевать на возмущенные возгласы о том, что твои планы поломаны. Интересы автобусной конторы важнее какого-то там пассажира.
Возвратившись домой, я, уже с юмором, не раз рассказывал эту историю знакомым, сетуя, что белорусам в отличие от россиян так и не удалось изжить хотя бы часть совковых привычек. И что у нас, в России, где тоже не все в порядке, подобного быть уже не может. Беру свои слова назад. Ошибся.
Кстати, как выяснилось из разговоров с некоторыми жителями Новоселицкого, часто выезжающими в Ставрополь, описанная ситуация имела место в этом году еще как минимум один раз. Помнится, кто-то из великих говаривал, что единичный факт - это случай, два - тенденция, а три - система. Мне почему-то кажется, что, если покопаться поглубже, на систему мы и выйдем.
6 августа 2002 года