06:00, 5 августа 2002 года

Отряд особого назначения

В селе Новотерском Наурского района Чеченской Республики вот уже более трех месяцев несет службу отряд ставропольских милиционеров из патрульно-постовой службы. Зачистки, охрана объектов, в том числе моста через Терек, – обычные задачи для затянувшейся контртеррористической операции. Кстати сказать, первого августа исполнилось три года с ее начала. И все-таки это необычный отряд. Особым заданием и особым назначением для наших ребят стало восстановление мирной жизни в исстрадавшейся Чечне. Они выбрали самый подходящий для этого объект – детский садик, который не работает с 1994 года.

Война

Когда на базу отряда приехали начальник ГУВД СК генерал-лейтенант Александр Сапрунов, его заместитель по кадровой работе полковник Павел Лихоман и группа журналистов, большая часть отряда была на "зачистке". Несколько часовых, дневальные, готовящие обед, и все. А что поделаешь, если начальство о своем приезде не предупредило заранее. Александр Сапрунов, который в отряде не впервые, говорит, что и особой задумки в этой инспекции не было, хотел просто посмотреть обычную жизнь, а не парадный блеск, подготовленный к приезду начальства. Впрочем, начальник ГУВД не скрывал, что и его недавняя поездка в ОМОН, дислоцирующийся в Грозном, и в этот отряд продиктованы тревогой: как ребята себя чувствуют "на переломе", когда полсрока командировки на войну уже позади. Нормально, как оказалось, чувствуют. Адаптированные предыдущими командировками, они легче, чем милиционеры из других регионов, приспособились к полугодовому сроку несения службы.

В общем, генерал Сапрунов остался доволен тем, что увидел. Хотя не обошлось и без замечаний. Я просто поразилась тому, какие самые небольшие огрехи в хозяйстве отряда он замечал. А самое удивительное, что уже через несколько часов, к моменту нашего отъезда, большинство из них были устранены. Так что сейчас писать о них нет уже никакого смысла. Более пристало отметить, что базу после предыдущего отряда наши ребята получили, скажем так, в растерзанном состоянии. Сейчас здесь практически все отремонтировано, приведен в порядок двор, построен полевой спортзал, душ. В сарае весело хрюкают четыре поросенка – их откармливают к "дембелю". В крольчатнике – поспокойнее. На развод остались крольчиха и боевой кролик Роджер. Он – не просто талисман отряда, а даже больше. Ребята сшили ему разгрузочный жилет, и по настроению Роджера, как рассказывают, можно определить, как дела в отряде: все о’кей или не очень.

И по нашему журналистскому впечатлению, и на взгляд начальства, отряд несет службу отлично. И в большой степени это заслуга его командира – подполковника Юрия Архипова. Ему при формировании сводного отряда патрульно-постовой службы милиции ГУВД СК выпала весьма нелегкая задача. Ведь ребята впервые отправлялись на войну на полгода. Тогда подполковник Архипов попросил у начальства карт-бланш: сформировать командное звено самому. Павел Лихоман его поддержал. Юрий выбрал тех, с кем уже прошел через горнило чеченской войны, с кем стоял на грозненской Минутке, людей, проверенных в самых экстремальных ситуациях. Как показало время, это был правильный выбор.

Надежность именно ставропольских милиционеров стала гарантией не только для местных жителей, но и для многих других. Например, президент Ассоциации работников правоохранительных органов России и депутат ГДРФ Асланбек Аслаханов попросил охранять более 30 вагонов гуманитарки и почти сто вагонов оборудования для реабилитационного центра, который строится в Наурской, именно старопольчан. Их работу в письме на имя начальника ГУВД СК, в котором просит поощрить бойцов, он оценил так: "Это несоизмеримый вклад каждого бойца отряда в общее дело восстановления конституционного порядка, их нацеленность на честное и добросовестное исполнение поставленных задач".

Недолгие часы пребывания в отряде были заполнены до предела. Прием по личным вопросам начальника ГУВД, разъяснение новых условий оплаты труда его заместителем. Лица бойцов расцветают улыбками: начальство привезло хорошие новости. Бойцы отряда каждые два месяца уже получают по тысяче рублей премиальных из фонда начальника ГУВД. А после окончания командировки (по словам Александра Сапрунова, вопрос уже практически решен) каждый из них получит еще пять тысяч рублей из фонда губернатора Александра Черногорова. Что скрывать, служба в ЧР для многих – возможность поправить финансовые семейные дела.

...и мир

Жизнь в Новотерском, конечно, налаживается. Только очень медленно и неуверенно. Люда Щелкунова, отрядная повариха, из местных. Невеликую зарплату она здесь получает, но довольна – это живые деньги, на которые реально что-то можно купить. Муж - классный тракторист, все эти годы без работы не сидел. Но когда зарплату получал, уже просто не помнит.

Главная из примет новой жизни – восстанавливаемый детский сад. Почти десять лет прошло с тех пор, когда последние мальчики и девочки выбегали из его дверей навстречу своим родителям. Все разрушила война. Выросли уже на этой войне те мальчики и девочки. Скоро у них появятся собственные дети. И всем очень хочется, чтобы в жизни у маленьких граждан Чеченской Республики появились иные ценности, чем автоматы.

Именно поэтому об инициативе руководства ГУВД СК, о бойцах сводного отряда милиции, восстанавливающих этот детский садик, его сотрудники говорят со слезами на глазах – и это отнюдь не преувеличение. Восстановление началось всего три месяца назад. Пятнадцать детсадовских сотрудников все делают своими руками. И если бы не помощь ставропольских милиционеров... Ведь разрушено было все: выбиты стекла, течет крыша, не работает отопление, напрочь разрушена система канализации, даже ограды вокруг территории – и той не было. Восстановили, а, вернее, построили ее заново, наши бойцы.

"Без вашей помощи мы с места не сдвинемся", – говорили генералу работники детсада. И это правда. Финансирование, которое выделяет районный отдел народного образования, даже мизерным можно назвать с большим преувеличением. А что могут сделать одни женщины, ведь среди 15 сотрудников детсада всего один мужчина – завхоз Вахид Мадашев. Все воспитатели с высшим образованием или учатся. А зарплаты мизерные. У самой старшей и опытной Аминат Кукуевой (она работает с 1980 года и имеет 14-летний педагогический стаж) со всеми надбавками чуть более 1200 рублей в месяц выходит. У техперсонала вообще даже до пятисот не дотягивает.

И все-таки они полны решимости первого сентября открыть детский сад. Пусть получится набрать пока только одну группу вместо шести, которые были здесь до войны. 25-30 человек вместо 200, на которые рассчитан садик. Главное – начать. Начать снова учить детей думать не о войне, а о мире.

Воспитатель Раиса Хаджимагомадова очень четко сформулировала это в разговоре с Александром Сапруновым:

– Пусть наши дети думают о том, почему небо голубое, почему трава зеленая, почему вода мокрая.

И своими соратниками в воспитательном процессе эти чеченские женщины видят ставропольских милиционеров. Которые пришли сюда не как временщики, а как защитники и основатели того мира, который нужен и Чеченской Республике, и Ставропольскому краю, и России в целом.

В августе, как подчеркнул генерал Сапрунов на коллегии ГУВД СК, шефство над детским садом села Новотерского будет закреплено специальным решением.

«Отряд особого назначения»
Газета «Ставропольская правда»
5 августа 2002 года