06:00, 30 июля 2002 года

В масштабах антиалкогольной кампании Горбачева.

Сетования на слабую поддержку малого бизнеса со стороны государства стали общим местом. Однако ситуация при всей ее сложности не заслуживает только пессимистических оценок. Об этом в интервью, которое дал нашему корреспонденту председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александр Рунов.

– Александр Владимирович, каковы ваши взаимоотношения с региональными фондами?

– Действительно, сегодня существует целая сеть фондов поддержки малого бизнеса, их число превышает две с половиной сотни. Частью они создавались местными властями с нашим участием, частью – только ими с привлечением некоторых общественных организаций, региональных торговых палат. Дело в том, что сеть эта образована не по указке сверху, ее, так сказать, формировала жизнь, поэтому здесь нет унификации. Но концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства, которую одобрил Государственный совет и утвердил президент, нам предписано к 2005 году создать целостную систему, которая была бы завязана на федеральный фонд. Поэтому мы сейчас разрабатываем схему нашего финансового участия в капитале местных фондов.

Замечу, что не мы формулируем госполитику в этой сфере, ее определяет правительство. Мы же содействуем формированию рыночных отношений и развитию конкуренции, привлекая финансовые ресурсы для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Участвуем в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и осуществлении таких программ и проектов. Поддерживаем деньгами инновационную деятельность предпринимательских структур, стимулируем разработку и производство принципиально новых видов продукции, помогаем привлекать инвестиции, в том числе и из-за рубежа...

– Есть какие-то неординарные проекты?

– Например, микрофинансирование. Предположим, у предпринимателя возникает возможность выгодно приобрести что-то необходимое для его производства. Или нужны деньги – немедленно, хотя и в небольшом количестве, обычно до 10 тысяч долларов или их рублевый эквивалент. Банки такой мелочью заниматься не станут, да и проситель с их точки зрения зачастую не солиден. Тут может помочь располагающее средствами специальное подразделение регионального фонда, притом без лишней волокиты. В создании таких подразделений нам оказал содействие американский фонд "Евразия", выделивший 300 тысяч долларов на их техническое оснащение и обучение персонала. Была образована совместная конкурсная комиссия, отбиравшая регионы, где предполагалось испытать новшество. Проект оказался весьма успешным, сейчас он завершается. Теперь дело уже развивается само, что и важно. Наша задача – дать первоначальный импульс.

– А каков, ваш взгляд, самый эффективный способ стимулирования создания малых предприятий?

– Считаю, это то, что называется лизингом – сдача готовых "под ключ" предприятий в аренду с правом последующего выкупа.

Надо сначала обучить человека искусству бизнеса, провести маркетинговое исследование, нужны ли там, где он хочет создать фирму, его товар или услуги. Порекомендовать то, что может пользоваться спросом, то, что может заменить импорт. Далее присмотреть возможную производственную площадку. У нас много брошенных разрушающихся строений. Вот там с помощью государственных средств можно создавать объекты лизинга. И передавать их предпринимателям. Или даже создавать с их участием. Вероятно, дело пойдет не у каждого. Но ведь арендодатель – государство может отслеживать его ход. Да и арендованную мастерскую или, допустим, парикмахерскую арендатор в кармане не унесет. Их можно передать другому, кто справится лучше.

– Откуда берутся деньги на ваши программы?

– Их финансируют федеральный и региональные бюджеты. Ну и инвестиции, о чем уже говорилось. На осуществление государственной программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2000-2001 годы было выделено 140 миллионов рублей.

– В последнее время идут дискуссии: одни говорят, что развитие и поддержка малого бизнеса – прерогатива государства, другие, – что всем этим должны заниматься регионы...

– Я полагаю, что надо прежде всего разделить собственно поддержку такого бизнеса и создание условий для него. На мой взгляд, создание условий – функция государства. Это борьба с коррупцией, с бюрократизмом, оптимизация налоговой системы, защита от криминала. А есть поддержка деньгами, предоставлением каких-то льгот, преимуществ конкретному предпринимателю. Способов много. У нас предприятия платят налоги и в федеральный, и в региональные бюджеты. Стало быть, они вправе рассчитывать на поддержку с обеих сторон.

– Начало этого года ознаменовалось ростом численности малых предприятий – впервые за ряд последних лет. Так ли важно наращивать их количество?

– Для нашей страны это задача номер 1. Мы сейчас не в состоянии строить новые Магнитки и Уралмаши (вложения в сырьевые отрасли - особая статья). А повысить долю валового продукта, производимого малым бизнесом, довести ее с нынешних постыдных 12% (самая оптимистическая оценка) хотя бы до 50% – реально.

Развитие малого бизнеса – путь к сокращению бедности, о чем говорил президент в своем послании. Ведь у нас есть регионы, где просто нечем заняться. Думаю, если мы хотим совершенствовать рывок в этом плане, то программа содействия малому предпринимательству должна иметь масштабы антиалкогольной кампании эпохи Горбачева, только с позитивным эффектом. А споры о том, какой способ поддержки лучше, по-моему, бесплодны. Надо использовать все способы.

Интервью вел Валерий БЕГИШЕВ
«В масштабах антиалкогольной кампании Горбачева.»
Газета «Ставропольская правда»
30 июля 2002 года