Страда со слезами на глазах
Такого видеть раньше никогда не приходилось. Большое пшеничное поле словно разгладили огромным тяжелым катком. Пепельного цвета стебли, покрытые тонким слоем высохшей грязи, уложила на землю какая-то гигантская сила. Это последствия недавнего наводнения в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Колхоз "Правокубанский" Кочубеевского района. Говорят, когда спала вода и обнажился хлеб, буквально тонущий в иле, на глазах у механизаторов и комбайнеров наворачивались слезы.
На нынешнюю страду в "Правокубанском" возлагали большие надежды. Отличный урожай должны были дать прежде всего те земли, которые находятся ближе к Кубани. Их-то и затопило в первую очередь. Из 296 гектаров пшеницы смыто 140, из 106 га ячменя осталось 44, погибла треть из 216 га рапса. В этом году, как и раньше, горю-чее, ядохимикаты хозяйство покупало в счет будущего урожая. Удалось обработать гербицидами всю площадь зерновых. И вот такая беда. Кстати, весь убранный рапс колхозники уже отдали в счет долгов.
Если в прошлом году средняя урожайность, к примеру, пшеницы, была 24 ц/га (это с учетом самых плодородных, ныне смытых правобережных земель), то в этом году она составила 27 ц/га.
Хотя уборочная площадь и уменьшилась, нынешнюю жатву простой не назовешь. Средний "возраст" комбайнов, стареньких "Нив" – 13 лет. Ломаются они очень часто. Тут выручают только опыт комбайнеров и помощь ремонтников.
По краевым меркам "Правокубанский" – хозяйство небольшое. Всей пашни тут 1195 га. На одни озимые ставку не делали и не делают. Выращивают еще подсолнечник, сою, овощи, в этом году разбили на пяти гектарах сад и ягодники – на 4,5 га. Стихия добралась и до них, уничтожив по-ловину посевов и насаждений. Также были разрушены дороги, оросительные каналы, гидротехнические сооружения, под воду ушла техника. Общий объем ущерба – около 40 миллионов рублей.
Смотреть, как десятки гектаров отличного хлеба пропадают прямо в поле, колхозникам просто невыносимо. Но, когда попробовали было поднять комбайнами упавшие в ил колосья, от затеи этой пришлось отказаться. Поднимались такие облака черной пыли, что за ними не было видно ни техники, ни поля, работа попросту была невозможна...
25 июля 2002 года