06:00, 24 июля 2002 года

Вымираем

Краевые власти озабочены демографической ситуацией на Ставрополье

Тревогу по поводу депопуляции, а попросту вымирания населения России, ученые и специалисты бьют давно.

В последние годы как об одной из самых серьезных проблем, стоящих перед страной, заявили о демографическом кризисе федеральные власти.

А в минувшую пятницу к этой озабоченности присоединился краевой совет по экономической и общественной безопасности, обратившийся к социально-демографической и миграционной ситуации на Ставрополье.

Вот лишь некоторые из тревожных цифр, прозвучавших на заседании. За 10 последних лет уровень рождаемости в крае сократился на 32 процента, одновременно смертность выросла на 20 процентов. В результате с 1992 года по 2002-й Ставрополье потеряло только неродившимися 117 тысяч человек. И при этой тенденции к 2020 году численность населения сократится еще на 210 тысяч. На шесть процентов станет меньше детей, а большинство составят пожилые люди. Это чревато серьезными социально-экономическими последствиями - изменениями на рынке труда, ростом расходов на пенсионное обеспечение и т.д.

Любопытно, что, пожалуй, впервые демографические процессы рассматриваются на краевом уровне в связке с миграционными. Это делает картину нашего ближайшего будущего еще более тревожной. Край пережил пик миграционной волны, и теперь даже мигранты не покрывают естественной убыли населения. В то же время при более низком уровне рождаемости у русского населения она значительно выше у представителей других этносов. Полиэтничность населения Ставрополья в ближайшие годы будет только усиливаться – это мнение ректора СГУ В. Шаповалова. По расчетам ученых, около 500 тысяч человек уедут из республик Северного Кавказа в ближайшие 10 лет. Это совершенно естественный процесс, характерный для нынешнего человечества в целом: люди перемещаются туда, где условия жизни благоприятнее. И Ставрополье, несомненно, на фоне многих своих ближайших соседей выглядит привлекательно для переселенцев. С одной стороны, лестный, вроде, для нас факт. С другой, он ставит перед краем, его жителями, руководством ряд новых проблем. Например, регулирования не столько внешней, но и внутренней миграции. Край может позволить себе привлекать нужных ему специалистов, отсекая одновременно все то, что может негативно сказаться, например, на межнациональных отношениях (а связь с неконтролируемой миграцией здесь прямая). Принятый недавно краевой Думой закон о пресечении незаконной миграции – лишь маленький шаг в этом направлении. Но без усилий на федеральном уровне, считает председатель краевой межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам, зам. председателя правительства Н. Пальцев, здесь не обойтись. Необходима ясная переселенческая политика в российских масштабах, четкая позиция властей в отношении соотечественников за рубежом и в странах СНГ, понимание, кого призываем вернуться в Россию и реально финансируемый закон о репатриации. И прежде всего – создание в стране привлекательных экономических условий, в том числе для того, чтобы остановить отток и без того недостаточного трудового потенциала страны.

Об этом аспекте демографической проблемы напомнил на заседании совбеза глава Благодарненской райадминистрации С. Сергеев. Уезжают работоспособные и активные, приметы деградации даже в сельской местности – все очевиднее. это бросилось в глаза, по словам Н. Пальцева, в ходе ликвидации последствий стихии: людям выдали первую компенсацию – и пошли массовые пьянки.

Среди других причин депопуляции – рост производственного травматизма, психически и социально значимых заболеваний, ухудшение здоровья женщин и, как следствие, рост детской заболеваемости. Теряет свою ценность семья как ячейка общества. На 100 браков приходится 73 развода, 27 процентов всех родившихся детей появляются вне брака. Есть и еще одна специфическая причина – на 1000 мужчин в крае приходится 1138 женщин (а в городе женское население больше мужского на 18 процентов).

Понятно, что процесс, принявший столь глобальные формы, остановить быстро невозможно. Но это не значит, что власти должны самоустраниться. Напротив, по словам губернатора А. Черногорова, требуется осуществить целый комплекс упреждающих мер. На совбезе было озвучено очень много предложений – от принятия программы по укреплению здоровья населения, пропаганды культа семьи и разработки краевых законов о защите семьи и борьбе с пьянством – до возвращения налога на холостяков. Но главный стимул в разрешении демографического кризиса, как признают все участники дискуссии, - это финансовый. Как категорично выразился С. Сергеев, помимо того чтобы отслеживать и прогнозировать процессы, нужно просто вкладывать деньги: в программу создания рабочих мест для молодежи, обеспечение жильем, материальную поддержку семей с детьми.

Эти очевидные вещи стали заметны в последние пару-тройку лет. Немного стабилизировалась экономика – и чуть-чуть подросла рождаемость, улучшились показатели продолжительности жизни.

Но, увы, в условиях, когда среднедушевые доходы 45 процентов населения края ниже прожиточного минимума, демографического взрыва ждать не приходится.

Впрочем, ждать расцвета экономики в надежде на рост рождаемости Россия тоже не может.

Если государство сегодня не позаботится об этом, завтра некому будет заботиться о государстве – совершенно правильные слова, сказанные на заседании совета безопасности. К ним бы теперь приложить дела.

«Вымираем»
Газета «Ставропольская правда»
24 июля 2002 года