Построил бензозаправку – построй дом учителю!
Несмотря на каникулярный период, в жизни образовательных учреждений простоя не наблюдается. В школьных зданиях полным ходом идет ремонт, где – косметический, а где и капитальный. Не за горами и новый учебный год. О том, какие к его началу потребуются специалисты, сколько их нужно и как их готовить в меняющихся условиях, шла речь на недавнем расширенном заседании коллегии министерства образования Ставропольского края, которое вел министр образования А. Шабалдас.
Cегодняшняя ситуация с кадровым составом педагогического корпуса внушает серьезные и, увы, достаточно обоснованные опасения, что на цифрах показал в своем выступлении заместитель министра образования края Н. Гудыменко. К примеру, из почти 25 тысяч школьных учителей едва ли не треть составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста: налицо явное старение. Кроме того, далеко не все школы могут похвастаться полностью укомплектованными штатами, не хватает квалифицированных предметников. И хотя ежегодно более 200 выпускников ставропольских вузов пополняют педагогические коллективы, потребности не уменьшаются. И по причине старения, и по причине всем очевидных сложных социально-бытовых условий, особенно больно затрагивающих именно молодых специалистов. Далеко не случайно почти половина из них, не успев поработать по профессии, уходит в более обеспеченные житейские сферы, в частности аграрную и правоохранительную.
Не ослабевает, а, наоборот, становится все острее жилищная проблема. Естественно, у самих школ и детских садов нет возможности обеспечить своих специалистов. Многие из выступавших на коллегии видят решение проблемы, например, в использовании "хорошо забытого" опыта целевой подготовки учителей по направлениям администраций, с соответствующими обязательствами с обеих сторон. Кстати, в крае есть наглядное подтверждение успешности этой формы работы, активно применяемой Ставропольской медакадемией в подготовке медицинских кадров для села. Отчего же нельзя аналогично действовать и в отношении кадров педагогических? Еще один вариант – частичное возмещение оплаты за наем жилья, которое могли бы взять на себя опять же местные власти.
Правда, в ходе обсуждения прозвучали и другие цифры, касающиеся изменений демографической ситуации. Идет снижение числа учащихся школ, и процесс этот в ближайшее десятилетие усилится: к 2010 году ожидается сокращение числа школьников... на 30 процентов! Казалось бы, чего ж тогда волноваться о пополнении учительского состава? Однако, как справедливо заметил проректор по учебной работе Ставропольского госуниверситета В. Белозеров, нельзя механически переносить сокращение числа учащихся на число учителей, ибо последние, как уже сказано, сегодня имеют тенденцию к старению, во-первых, и далеко не все ныне работающие педагоги имеют достаточно высокую квалификацию, во-вторых. Так, высшее образование есть лишь у 80 процентов. Значит, не стоит пока спешить снизить заказ вузам на подготовку и переподготовку специалистов. А вот чтобы закрепить в школе уже выпущенных вузами, следует продумать систему социальной поддержки учительства вообще, и молодого в частности. Интересна мысль о том, что к решению жилищных проблем можно и нужно активнее привлекать предпринимателей, бизнесменов, деловых людей по принципу: построил бензозаправку – построй и дом для учителя! Тоже, по-моему, подзабытый опыт вековой давности, когда учителей даже содержали, что называется, все миром.
В качестве резерва для пополнения потенциальных студентов педвузов и колледжей на заседании упоминались как грибы растущие негосударственные учреждения образования. Таковых за последние пять лет в крае появилось около 80! А вот на каких базах они работают и каких специалистов готовят? И почему, задала резонный вопрос ректор пединститута Л. Редько, государственные вузы не используют этот явный резерв: наличие "там" свыше 20 тысяч обучаемых свидетельствует о том, что люди нуждаются в образовании, что у них есть средства и они готовы эти средства отдать. Надо лишь приложить усилия, продумать формы работы с молодежью, у которой сегодня профессия учителя имеет низкий рейтинг, а над престижем профессии нужно работать постоянно, целенаправленно, с учетом современных запросов. Не забывая и о том, что личность учителя как таковая вообще претерпевает определенные изменения, напомнила участникам заседания проректор краевого Института повышения квалификации работников образования И. Шаповалова.
Проблемы школы постоянно находятся в зоне внимания правительства края, подчеркнула, выступая на коллегии, заместитель председателя правительства СК А. Золотухина, согласившаяся с большинством из прозвучавших замечаний. Так, ее беспокоит возрастная проблема в учительском корпусе. Разумеется, речь не идет о механическом отторжении пенсионеров, чей богатый опыт нужен школе. Но, достигнув определенного рубежа, надо думать и о своей смене, особенно это касается ряда директоров: почему не стать, например, предметником или социальным педагогом с нагрузкой, соответствующей возрасту? И помогать молодым учиться управлять. А. Золотухина также поддержала идею целевого набора в педвузы и колледжи, особенно готовящие специалистов для системы начального образования. Что касается жилищного вопроса, то сейчас прорабатывается воможность внесения его отдельной строкой в проект бюджета будущего года. Что, конечно, не мешает развивать и иные пути решения проблемы, предлагавшиеся участниками коллегии.
На заседании были также рассмотрены ход подготовки школ к новому учебному году, проблемы школ, пострадавших от июньского наводнения. Им сейчас по мере возможностей помогают коллеги со всего края, кто хозяйственными товарами и стройматериалами, кто учебниками и иными школьными принадлежностями. Делается все, чтобы к первому сентября ученики и учителя этих школ могли войти в отремонтированные классы, имея все необходимое для учебы.
22 июля 2002 года