06:00, 16 июля 2002 года

Варенье и компот не полезут в рот

В июле по всей России резко подорожал сахар. На ставропольских рынках и в магазинах цена на него "опухла" на 20 процентов – с 13 до 16-17 рублей за килограмм.

В качестве главной причины такого поведения сладкого песка специалисты (торговцы на базарах предпочитают отмалчиваться или отвечать "понятия не имеем") чаще всего называют сезонный спрос: запасы сокращаются, а людям надо заготавливать варенье, потому никуда они не денутся – все равно купят. Так-то оно так, но ведь от солений тоже пока никто не отказывается, тем не менее соль цену себе не набивает. Скромничает. Кроме того, как показывает практика, сезон приходит и уходит, а высокая цена на "сладкое" почему-то остается.

На оптовом рынке стоимость тонны сахара достигла 400 долларов и, если верить пессимистам, к августу дойдет до 500. К слову, с 1998 года до этой отметки цены добирались лишь дважды. И вдруг сейчас на фоне, казалось бы, задремавшей инфляции и заявлений Госкомстата о пусть незначительном (на 0,7%), но все-таки понижении стоимости минимального набора продуктов питания, сахар проявил "высокомерие". С чего бы это?

Напомним, что с недавних пор у нас в стране действует жесткий режим в отношении поставок сахара-сырца из-за границы: на его ввоз правительство ввело заградительные пошлины, составляющие 40 процентов таможенной стоимости, но не менее 0,12 евро за килограмм. (Кстати, до 1996 года включительно эта пошлина составляла всего 1 процент, ее увеличение стало лоббироваться с возникновением в 1996-м Союза сахаропроизводителей России, объявившим своей целью развитие в стране свеклосахарного комплекса). При этом квота, т. е. необлагаемый пошлиной объем, определена в размере 3,5 млн. тонн импортного сырца при минимальной потребности в 5 млн. Все это очень смахивает на создание в стране искусственного дефицита сладкого продукта. А как иначе в условиях рынка можно повысить цену?!

В качестве причины удорожания сахара называется и стихийное бедствие на Юге России. В частности, встали два сахарных завода на Кубани, у которых наш крупный оптовик "Ставропольсахар" закупает этот продукт для края. А местный производитель – Изобильненский сахарный завод – не может полностью обеспечить его потребности.

Видимо, наводнение косвенно отразилось и на ценах на некоторые овощи, особенно на помидоры. Иначе объяснить их поведение в разгар сезона (на дворе середина июля, а они и не думают дешеветь) не представляется возможным. Транспортные неувязки мешают "томатным" поставкам из Дагестана, Азербайджана и Краснодарского края, что, собственно, и сохраняет цены на прежнем уровне. Не исключено, что имеет место и просто сговор продавцов – "динаковость" цен настораживает, Ставрополье этим сильно отличается от других регионе. То же самое можно сказать и о ягодах, фруктах: не секрет, что сельские поставщики ту же алычу привозят по 6 рублей за килограмм, а постоянные рыночные торговцы скупают у них и продают ее уже по 12 руб. Такая безбожная "накидка", тем более, что происходит она у всех на виду, уже порождает конфликты между продавцами и покупателями.

«Варенье и компот не полезут в рот»
Газета «Ставропольская правда»
16 июля 2002 года