06:00, 16 июля 2002 года

Они растут

Фестиваль "Молодые художники Северного Кавказа" проводился в Ставрополе уже второй раз. И, признаюсь, рассеял мое былое предубеждение против таких мероприятий. Этому есть причина: художники профессионально выросли. И способствовало росту именно то, что они знали: их работы рассмотрит авторитетное жюри, вот и постарались не ударить лицом в грязь.

Особенно заметен рост у ставропольчан, ростовчан, художников Кабардино-Балкарии, Осетии. Блеснули мастерством и фантазией ростовчанин В. Рябчиков, владикавказец А. Есенов, ковровщики из Кабардино-Балкарии, художники из Калмыкии, влюбленные в тюльпаны и буддийские колокольчики.

Отдельно хотелось бы поговорить о ставропольской художественной молодежи. В переданном музею изоискусств бывшем здании ОВиРа еще не завершен ремонт, а потому прямо на голых, лишенных штукатурки стенах вывешены работы молодых фотографов, дизайнеров, студенческие проекты, рисунки, живопись, инсталляции. Причем все отличаются фантазией, блеском эмоций, изобретательностью. Воспитанники Л. Черного прекрасно оформили интерьер недоремонтированного помещения, вложив свое молодое чувство юмора, максимум фантазии. Они же оформили Центральный парк, где проводилось открытие фестиваля. Конкурс детского рисунка на больших бумажных планшетах тоже доставил немало радости присутствующим.

Но основная выставка расположена в главном корпусе музея. Среди ставропольчан появились новые имена. Номинантом фестиваля стал А. Гончаров, выпускник Ставропольского художественного училища. Он представил две композиции – одну символическую, другую в духе супрематизма. Обе работы очень выразительны, композиционно совершенны.

Яркими образцами молодежной живописи можно назвать и работы члена СХ России А. Горбикова, выпускника Санкт-Петербургского института им. И. Репина: импрессионистские натюрморт "Цветы и вино" и женский портрет.

Оригинальные по мысли, рационалистические по содержанию творения выставили В. Чуйков и Д. Соколенко. Выполненные в темной цветовой гамме работы В. Чуйкова "Оберег" и "Демиург" выражают некие общие представления о мифическом создателе мира – демиурге, о старинных символах – оберегах славянских народов. Близки к ним по стилю и духу "Тишина" и "Тени Комодо" Д. Соколенко.

"Чисто женским" увлечением экстрасенсорикой веет от работ О. Куропаткиной "Образы". "Семейной" профессией успешно овладевает юная художница В. Орлова, внучка В. Чемсо. Ее "Летний день" отличается мягким теплым колоритом, проникнут любовью к изображаемому уголку родного дома.

Явный прогресс со времени прошлого фестиваля виден в творчестве молодых ставропольчан О. Калайтанова и А. Какалова. Калайтанов представил выставкому две большеформатные работы с оригинальным, хотя и несколько салонным содержанием, Какалов – триптих на морские темы в хорошей цветовой гамме.

Из прикладного искусства, как всегда, привлекают внимание работы Е. Черничкиной. Забавные мыши с жемчужными носами и длинными хвостами из текстиля, неведомые зверюшки "Шишкари", "Котейка" в вязаных штанишках – все это сделано с юмором, тонким чувством формы.

Думается, фестиваль показал, что у нас есть сильные, мыслящие молодые художники. Но он показал и различие в степени их образованности. Например, работы А. Горбикова, закончившего высшее художественное учебное заведение, на порядок выше, чем у остальных. Не пора ли подумать властям, в том числе министерству культуры края, о предоставлении талантливым юношам и девушкам возможности получать стипендии в вузах страны? Может быть, для этого необходимо работать со спонсорами, способными оплатить образование молодежи. Обидно будет, если Ставрополь останется художественной провинцией. Ведь талантами Бог не обидел, ряд показанных на фестивале работ позволяет их авторам претендовать на членство в Союзе художников России.

С. БАРЕРИскусствовед, старший научный сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительного искусства
«Они растут»
Газета «Ставропольская правда»
16 июля 2002 года