06:00, 5 июля 2002 года

Для удобства пассажиров и пользы бюджету

Казалось, что талонная система ушла в прошлое. Однако недавно ее возродила администрация Ставрополя. В краевом центре идет сейчас выдача талонов на льготный проезд в транспорте тем гражданам, которые подпадают под действие федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов РФ". Пенсионеры и инвалиды получают их в советах микрорайонов по месту жительства. Как сообщают нам читатели, при этом возникают очереди, хотя "отоваривание" идет быстро. Иногда талонов не хватает, и выдают не на два месяца, как продекларировано, а сколько есть в настоящий момент. Как всегда, людей волнуют вопросы: зачем это сделано вообще, что делать, если талоны закончатся, и т. д. В пресс-службе администрации Ставрополя разъяснили следующее.

С введением новой системы значительно расширятся права льготников. Например, на льготных основаниях они смогут ездить теперь не только в муниципальном транспорте, но и в коммерческих автобусах, даже в маршрутных такси, если отдадут водителю талон плюс недостающий собственный рубль – талоны имеют фиксированную цену, равную стоимости проезда в муниципальном транспорте, т. е. 3 рубля. При этом инвалиды и участники Великой Отечественной войны получили возможность проезда в маршрутном такси без дополнительной оплаты.

Поскольку льготы теперь распространяются на все виды транспорта, то пожилым или больным людям не придется долго ждать на остановке именно муниципального автобуса или троллейбуса, как это было раньше - можно уехать на любом пассажирском транспорте.

Кроме заботы о пассажирах, введение талонов преследует и другую цель – наиболее рационального использования бюджетных средств, выделяемых на различные льготы. Сейчас практически всем ведомствам денежные компенсации на льготы перечисляются адресно. Проблемы возникают только с транспортными предприятиями, ибо администрации города приходится принимать от них в зачет чисто теоретические суммы. Они, по предположению администрации, превышают реальные объемы льготных перевозок. Значит, необходим учет пассажиров, реально пользующихся льготами, талоны и помогут их подсчитать. В администрации надеются таким образом сэкономить средства, выделяемые транспортникам, и перераспределить их на другие льготируемые сферы, например медикаменты. Кроме того, такая новая система заставит транспортные предприятия осуществлять больше поездок и уважать льготника, поскольку от этого будут зависеть и размеры компенсационных выплат.

К этому остается добавить, что сейчас, до 15 июля, талоны выдаются в советах микрорайонов по месту жительства, а в дальнейшем их можно будет получить в управлении труда и социальной защиты населения. За тех, кто сам не может прийти за ними, это могут сделать родственники, предъявив документы, дающие право на льготы. Кстати сказать, количество поездок с введением талонной системы не лимитируется: каждый может получить их столько, сколько ему требуется, без ограничений. Если у вас на руках двадцать, к примеру, талонов, то, израсходовав их, возьмете еще.

И о другом сказать надо: талоны – только для жителей Ставрополя. Иногородние льготники будут пользоваться льготой в краевом центре, как и прежде, – только в муниципальном транспорте, при предъявлении удостоверения.

* * *

Так что в городе, как видим, проводится, по существу, эксперимент. Если он действительно уменьшит нагрузку на городскую казну и в то же самое время улучшит качество жизни горожан-льготников, то, думается, никто возражать не будет. Лишь бы только сбои, непременные при всяком эксперименте, выявлялись быстро и так же устранялись. Люди, например, уже сейчас высказывают сомнения: будут ли принимать эти талоны водители коммерческих автобусов и маршруток, ведь сделают они это при условии, что компенсацию от города получат без промедления...

С. СЕЛИЖАРОВА
«Для удобства пассажиров и пользы бюджету»
Газета «Ставропольская правда»
5 июля 2002 года