"Не утратьте сострадания"
Президент РФ В. Путин не удовлетворен ходом восстановительных работ в на Юге России и критикует все уровни власти, допустившие страшные последствия наводнения.
Всего несколько часов пребывания в зоне стихийного бедствия на Ставрополье и разговора с жителями станицы Барсуковской хватило В. Путину в минувшую пятницу, чтобы сделать выводы о масштабах случившейся трагедии и дать самые жесткие оценки, прежде всего действиям властей.
Ситуация хуже, чем он думал, заявил президент на совещании в Ставрополе, которое провел сразу по возвращении из Барсуковской, где беседовал с обителями палаточного лагеря. Высказав слова благодарности в адрес спасателей (если бы не их героическая работа, жертв было бы больше), глава государства подчеркнул, что не может ничего хорошего сказать ни о местных, ни о региональных, ни о федеральных властях, допустивших такие последствия наводнения. Если бы все было налажено заранее, ущерб можно было минимизировать, и жертв было бы меньше. Системы оповещения практически не было никакой.
Кстати, вчера, снова обсуждая ситуацию с руководством правительства в Кремле, президент еще больше заострил тему: "Работы, за которыми я наблюдал, проводятся не эффективно. Даже если мягко, очень мягко оценивать деятельность государства по преодолению стихии на Юге России, наши усилия неудовлетворительны".
Как единственный от региональных СМИ участник совещания, которое провел президент в пятницу с главами регионов в Ставрополе, могу сказать и еще о том, что В. Путин поставил во главу угла – это судьба пострадавших. Разрушения масштабны, и, конечно, государству предстоит решать сложные технические задачи по восстановлению хозяйства. Но о них имеет смысл вести речь, только решив проблемы конкретных людей. Глава государства обратился ко всем руководителям регионов с призывом не утрачивать сострадания к тем, кто оказался в беде из-за нерасторопности властей, и попросил лично побывать в местах стихийного бедствия.
Именно поэтому, определяя перечень первоочередных действий и зоны ответственности уровней власти, президент сформулировал приоритеты таким образом. Это вопросы жизнеобеспечения, в том числе оперативное развертывание системы медицинской помощи. Проблемы безопасности, которая во словам В. Путина, обеспечивается недостаточно эффективно. Люди боятся не только стихии, но преступников и мародеров. Перед правоохранительными органами поставлена двойная задача – обеспечить безопасность людей в местах временного проживания, а также сохранность имущества в покинутых жилищах. Предельного внимания требует также санитарно-эпидемиологическая обстановка не только в зоне бедствия, но и по всему региону. Особое внимание – вакцинация населения, и в первую очередь, детей. Скорейшее восстановление инфраструктуры, прежде всего транспортных коммуникаций, энергоснабжения и связи президент назвал четвертой важнейшей задачей. Все разработанные штабом по чрезвычайной ситуации графики восстановления должны быть соблюдены безусловно, корректировка их возможна только в сторону сокращения. Президент пообещал ускорить принятие соответствующего постановления правительства о выделении финансовой помощи, но потребовал и от регионов сократить сроки подачи всех необходимых сведений.
Глава государства призвал социальный блок правительства вместе с региональными властями обратить внимание на судьбу одиноких пожилых людей в зоне бедствия. Необходимо срочно выявить таких людей для оказания им помощи на месте или поместить их на жительство в соответствующие социальные учреждения. В числе важных задач В. Путин отметил необходимость обеспечить детский отдых, в частности, для детей из пострадавших районов, а также возможность для окончания школ и поступления в вузы абитуриентов.
Отдельная тема – объективность представленных данных. Масштабы ущерба огромны – называют от 13 до 16 миллиардов рублей. Но именно поэтому цифры должны быть абсолютно реалистичны. Глава государства попросил не выдвигать не реальных просьб о финансовой помощи из федерального центра. Лишних денег у государства нет. Но те, что нужны, будут обязательно изысканы. В то же время президент предостерегает региональные власти от формального подхода – многие люди остались без документов, и все эти обстоятельства должны быть учтены. В регион на прошлой неделе уже направлено 1 млрд. 150 млн. рублей, 650 млн. перечислены в пятницу. Но людям должна оказываться помощь и в текущем режиме.
Особо чувствительным вопросом президент назвал восстановление жилья. Перечисление денег на личные счета пострадавших не всегда способно решить проблему. Как только появляются деньги, возникает много людей, которые хотят их получить. Возможно, считает президент, было бы целесообразным призвать к восстановлению жилищного фонда строительные компании под гарантии региональных властей. Но вся эта система должна быть грамотно продумана.
Кое-кому "досталось" особо, в частности, наиболее жесткой критике подверглось ведомство А. Чубайса. В ответ на вопрос, правда ли, что РАО ЕЭС рассчитывает компенсировать восстановительные работы за счет повышения в регионе тарифов на электроэнергию, президент прямо спросил: вы самые умные или самые циничные? Он попросил представителя РАО сопоставить суммы ущерба 218 миллионов рублей с премиальным фондом, выделяемым на поощрение руководства акционерного общества (насколько мне известно, сказал В. Путин, эта цифра в американских долларах с большим количеством нулей), а потом думать о повышении тарифов.
Отдельно по просьбе В. Путина доложил обстановку зам. генерального прокурора в Южном Федеральном округе С. Фридинский. По его словам, возбуждены четыре уголовных дела по фактам непринятия мер в связи с разгулом стихии, в том числе в Ставропольском крае. В ходе следствия было установлено, что не только природа виновата в столь тяжких последствиях. Имели место факты по сокрытию во время наводнения информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, элементарная халатность. Не было штормового предупреждения гидромета, полдня не принимались меры по оповещению населения, когда ситуация чрезвычайного положения уже наступила на Усть-Джегутинском водохранилище в Карачаево-Черкесии. Сама материально-техническая база наблюдения за климатическими явлениями и за водой – в ужасном состоянии и выведена из строя, в том числе на ключевых объектах и водохранилищах на 80 процентов. Владимир Путин попросил прокуратуру довести расследование до конца. Не мешать восстановительным работам, но когда придет время – со всех спросить.
2 июля 2002 года